Прав можно лишить на 50 лет

24 октября увидело свет постановление Пленума Верховного суда России № 18, разъясняющее порядок применения некоторых “спорных” статей Административного кодекса (КоАП). Особо обращаем ваше внимание на то, что никаких изменений в этот самый КоАП Верховный суд не вносил.

17 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2051 от 17 нояб. 2006

24 октября увидело свет постановление Пленума Верховного суда России № 18, разъясняющее порядок применения некоторых “спорных” статей Административного кодекса (КоАП).  Особо обращаем ваше внимание на то, что никаких изменений в этот самый КоАП Верховный суд не вносил.

Он только разъяснил (прежде всего своим коллегам на местах), как правильно трактовать те или иные статьи кодекса, поскольку за одинаковые нарушения различные суды зачастую наказывали по-разному. С появлением октябрьского постановления возможность двойного толкования закона заметно уменьшается.

Чем же порадовал автомобилистов этот документ?  

Первое. Пленум подтвердил, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеются ли у него права или нет. А под транспортным средством  в 12-й главе КоАП подразумевается автомототранспортное средство с рабочим объемом более 50 кубических см и конструктивной скоростью более 50 км/ч.   

Что это дает на практике? А то, что лица, управляющие очень популярными у нас   японскими мокиками и мопедами и нарушившие ПДД,  под действие большинства статей  Административного кодекса не подпадают. То есть, по сути, имеют «индульгенцию»  на многие виды нарушений. Захотят - ж/д переезд на красный свет проедут, захотят - пьяными за руль сядут. Максимальное наказание для них (по статьям 12.29 и 12.30  - всего 300 рублей штрафа). Не знаем, как вас, но автора статьи такое положение дел, мягко говоря, не устраивает. Да и сотрудников ГИБДД - тоже.  

Второе. Пленум разъяснил, какое именно наказание должен понести водитель, управляющий транспортным средством с просроченным полисом ОСАГО или вообще без оного. Напомним, что некоторые гаишники за управление автомобилем с просроченной страховкой (даже всего на один-два дня) наказывали водителя  по статье 12.37 части 2 Административного кодекса. А это штраф в размере от 500 до 800 рублей. То есть как за отсутствие страховки. Верховный суд решил, что это незаконно. Водитель имеет право ездить на машине в течение 30 календарных дней после окончания срока действия полиса. Об этом говорится в пункте 1 статьи 10 закона об ОСАГО: «Срок действия полиса (если страхователь не заявил о расторжении договора) автоматически продляется на 30 дней». Так что небольшая «забывчивость» (до месяца) вашему кошельку не повредит.

Если же водитель оформил полис ОСАГО, но забыл его дома, он должен быть привлечен к ответственности по статье 12.3 части 1  КоАП. Штраф за такое нарушение - всего 50 рублей, однако на деле оно обходится дороже, чем управление вообще без страховки. Ведь за отсутствие необходимых документов предусмотрено отстранение от управления и задержание транспортного средства. То есть эвакуация и постановка на штрафстоянку. А это во Владивостоке стоит примерно 2500 - 4500 рублей! Поэтому если у вас есть возможность быстро привезти полис (быстрее, чем приедет эвакуатор), то можно признаться в забывчивости. А если нет, то лучше сказать, что страховки вообще нет. В этом случае вам выпишут штраф в размере от 500 до 800 рублей. 

Третье, на что бы нам хотелось обратить внимание. Это управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, но не имеющим права управления.   К примеру, 17-летний юноша изрядно «принял на грудь» и отправился на папиной машине  друзей катать. В этом случае он понесет наказание только за езду без прав (штраф от 700 до 1000 рублей). А вот пьянство ему, по сути, прощается, поскольку лишать его нечего.

Еще одна проблема, связанная с лишением прав. Предположим, 25-летний гражданин, имеющий право управления любыми видами транспорта (от мотоцикла до автобуса и трамвая), был задержан в пьяном виде за рулем мотоцикла. Наказание будет страшным - лишение права управления не только на категорию «А»,  но и на все остальные. Причем наличие нескольких «корочек» (на трактор, трамвай и автомобиль они разные) нарушителя не спасает.  

Теперь другой случай. За вождение в состоянии опьянения задержали мотоциклиста в возрасте 17 лет и 11 месяцев, имеющего права категории «А». Разумеется, суд лишит его водительского удостоверения годика на полтора-два, но уже через месяц он может обратиться в ГАИ и получить права на вождение автомобиля. Ведь раньше этого права у него не было! А значит, он его и не лишался. Согласитесь, что это нонсенс. Тем не менее такая возможность вытекает из пункта 4 18-го постановления Пленума Верховного суда: «Лица, не достигшие возраста 18 лет, могут быть лишены права управления только теми транспортными средствами, право управления которыми им предоставлено». И в краевом управлении ГИБДД нам это подтвердили.

Зато с определением «состояния опьянения» ситуация, несмотря на разъяснение Пленума Верховного суда, все еще остается запутанной. Теоретически доказательством состояния опьянения является  акт медицинского освидетельствования, выданный врачом-наркологом или фельдшером (но ни в коем случае не инспектором ДПС, как успели сообщить многие СМИ). Это четко прописано в приказе Минздрава № 1 от 10 января 2006 года. И в постановлении Пленума Верховного суда это тоже есть (пункт 7). Но уже в следующем предложении говорится, что «наряду с указанным актом не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами». Например, показаниями свидетелей или индикаторной трубки «контроля трезвости».

В то же время в постановлении прямо говорится, что «акт медицинского освидетельствования является доказательством по делу об административном правонарушении и не может быть оспорен в суде». То есть решающим  для определения вины или невиновности  водителя  является именно медицинское заключение. Зачем тогда нужны показания свидетелей - непонятно.

Стоит отметить, что для водителей-пьяниц одним из способов сохранить права является отказ от медицинского освидетельствования. По закону за такой отказ тоже полагается лишение водительского удостоверения на полтора-два года (статья 12.26 КоАП).  Но зачастую после такого отказа водители самостоятельно отправлялись к врачу-наркологу, проходили у него освидетельствование (каким образом - неважно), а потом привозили в суд  заключение, что были «трезвы как стеклышко». Теперь же этот вариант не сработает. В пункте 9 постановления прямо говорится, что при назначении наказания за отказ от медицинского освидетельствования граждане  «не могут быть освобождены от административной ответственности».

Обращаем внимание, именно медицинского. То есть у врача. Поэтому теоретически вы имеете право ответить  отказом на предложение сотрудника ГИБДД «подуть в трубочку» и попросить сразу отправить вас в наркологический кабинет. Только делать это мы вам не советуем. Зачем? Вполне возможно, что трубка «контроля трезвости» никакого опьянения у вас не выявит и автоинспектор с чистой совестью отпустит вас восвояси.  А вот отказ от поездки к врачу или нежелание проходить один из предложенных им тестов  станет основанием для привлечения вас к ответственности по статье 12.26.  Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И наконец, последнее. Пленум Верховного суда еще раз указал, что при назначении повторных наказаний по «пьяным» статьям  КоАП (12.8 и 12.26) сроки лишения суммируются. То есть новый срок начнет отсчитываться не с момента вступления постановления суда в силу, а после того, как закончится предыдущий срок лишения.  Теперь становится ясно, как 25-летнего жителя Кемерово Артема Белякова лишили прав на 49 лет...

Автор: Андрей Вялков, специально для «В»