В Поднебесную за заработком

Традиционно в Китай наши соотечественники едут за покупками, подарками, сувенирами и, конечно, за впечатлениями. Кормежка недорогая, условия проживания комфортные, достопримечательностей навалом – только успевай фотоаппаратом щелкать!

17 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2051 от 17 нояб. 2006

Традиционно в Китай наши соотечественники едут за покупками, подарками, сувенирами и, конечно, за впечатлениями. Кормежка недорогая, условия  проживания комфортные, достопримечательностей навалом – только успевай  фотоаппаратом щелкать! В магазинах можно (даже не торгуясь) накупить  недорогой обувки и одежки, в ресторанах – отведать экзотических деликатесов! Что еще отдыхающему надо!?

Русская деревня

Отдыхающему действительно достаточно. Но есть немало россиян, которые едут в Китай на заработки. Да-да, как это ни странно звучит. Казалось бы, в Китае едва ли не самая дешевая в мире рабочая сила. Так на что же могут рассчитывать иностранные «гастарбайтеры» на рынке труда этой очень  недорогой по уровню жизни страны? И речь идет не о челноках, чьей  главной задачей за всю поездку в Поднебесную становится «гладкое»  прохождение российской таможни. Нет, это не отечественные коммерсанты,  наводняющие различные города наших соседей в период больших выставок.  Это не «ночные бабочки», пытающиеся продать свое неприличное поведение за приличное вознаграждение. В Харбин едут на заработки разные люди и совершенно по разным причинам.

Возьмем  как пример массового российского трудоустройства Русскую деревню на острове Солнца под Харбином. Доводилось писать о ней  почти год назад - критиковать китайский подход к совместному бизнесу, описывать быт русских работников. Сегодня - только о работе.

В Русской деревне работают наши продавцы, горничные, охранники, повара, официантки, художники, артисты. Проживание и питание бесплатное.  Кормят неплохо, китайские повара поняли, что сахар в жареную картошку класть не надо, что  русские предпочитают соль и перец, а не глюкозу, имбирь и соевый соус.

Конечно, существуют проблемы: то в  разгар лета  китайцы ограничивают посещение душа всего лишь двумя часами в день, то свет в туалете две  недели починить не могут, то живность деревенская (гуси, утки, сенбернар и всеобщая любимица свинья Маня) ходит, по мнению русских, несколько дней полуголодной. Но в целом быт русского персонала устроен и стабилен. Тратить деньги особенно некуда, разве что на фрукты, которые в два и более раз дешевле, чем на родине.

Экономика вопроса

Средняя зарплата здесь 2000 юаней. У горничных чуть меньше, у поваров побольше – до 3500 юаней (у артистов отдельная песня, в месяц и до 6000 у некоторых доходит). Пересчитайте на наши «деревянные» (умножив юань на  3,5) и поймете, что не за длинным  рублем, а точнее, не только за ним, едут  наши люди в Китай. Режим работы с одним выходным в неделю настраивает на неторопливый режим жизни. Выходной по графику у всех в разные дни. В субботу  или  воскресенье  ни  выходных,  ни отгулов нет - много посетителей, надо работать!

Давайте посчитаем: питание бесплатное, проживание бесплатное. Получается не очень богато, но и не плохо. И не забывайте – фоном - про наши российские цены…   

По Харбину «деревенские» на такси не ездят: автобус за два или даже  один  юань – наш любимый способ передвижения. Старожилы из России ходят  не во всякие магазины. Они точно знают, где какой товар подешевле, где самые низкие цены в Харбине, где продают не оптом для русских челноков, а в розницу и по очень низким ценам.

Харбин затягивает человека, привязывает к себе десятками нитей. И уехать отсюда очень сложно. Здесь помимо исторических русских корней сохранилась какая-то добрая  по отношению к нам, россиянам, аура. На улице каждые пять-десять минут слышишь: «Хорошо!». Многие харбинцы искренне уверены, что это слово означает: «Здравствуйте!». Китаец, умеющий сказать по-русски пару слов, увидев вас на улице, обязательно  попытается заговорить. Не поленитесь – махните приветливо рукой, повторите его слова на правильном русском языке, улыбнитесь, в конце концов. И вам, и вашему новому харбинскому собеседнику это будет приятно!..

Многие харбинцы говорят русским: «Хорошо!» Они уверены, что это приветствие. И всегда улыбаются...

Кто же едет на заработки?

В основном горничными, продавцами, да и поварами работают женщины, как говорится, «в возрасте». Пенсия дома «капает», дети взрослые обзавелись своими семьями; зачастую конфликт «теща - зять» или «свекровь - невестка»  тоже  является  побудительным  фактором  к  поездке за кордон. Здоровье  пока позволяет, дача-огород надоели, можно не спеша (вы видели тех запаренных «шопников» с  их баулами!?) гулять по магазинам, да и просто интересно! Вокруг настоящая заграница. Вот она – чужая, непонятная, необычная и очень любопытная жизнь!

Молодежь трудится обычно охранниками и официантками. Вечерами их одолевает скука. Энергия требует выхода. Если есть деньги – собираются по три-четыре человека (на полное такси) и едут в ночной клуб. Хорошо посидеть там обойдется в 150-200 юаней.

Многие  работают здесь подолгу. Год, полтора, два. Казалось бы, почему? Такие уж шикарные условия проживания? Хорошие отношения с администрацией? Гигантские заработки? Нет. Здесь нет нашей гонки жизни. Нет ожидания неминуемо грядущих неприятностей. Нет преступности – наши женщины пешком в десятом часу вечера спокойно возвращаются с ночного рынка, что на противоположном  берегу Сунгари, а это километров шесть по плохо освещенной дороге.

Здесь нет российского телевидения, а значит, нет негативного  информационного прессинга. Газет из России тоже мало. Сначала многим приезжим тяжело. Кого-то «ломает» без «Дома-2» и прочих сериалов. А потом привыкают и начинают читать книжки из стихийно возникшей (по принципу: кто что привез из России) библиотеки.  Я не  специалист в области психологии, но складывается устойчивое впечатление, что без «жареных новостей» человеку живется спокойнее…

Возможно, когда-нибудь россияне будут работать в Китае не только артистами и горничными, но и менеджерами по продаже автомобилей..

Главный капитал - улыбка

За два года работы Русской деревни через нее прошло более двух сотен работников. А если считать с приезжающими на месяц артистами, то и вообще более пятисот. Были здесь и лихие времена, когда молодежная вольница боролась с административным ресурсом - и китайским, и нашим. Сейчас страсти поулеглись. Горячие головы уехали по домам. Хотя многие теперь звонят в китайскую администрацию и просятся обратно на работу. Хоть на три месяца... Берут не всех – китайцы терпеть не могут пьющих работников (у них  это не принято).

Многие «деревенские» повара или официантки сумели устроиться на работу  в Харбине. Да и художники из России после окончания контракта тоже активно ищут самостоятельную работу.

А в деревню иногда приезжают важные гости, фотографируются с горничными или продавцами, смотрят «эксклюзивный», внеплановый (для наших артистов) концерт. И только потом от наших китайских друзей мы  узнаем, что с горничной Наташей сфотографировался  второй  в Китае по должности руководитель – товарищ У Пан Го.  Но для русского  персонала любой гость важный, всем нужно улыбнуться, пригласить в дом. Потому что мы работаем на мир и дружбу между Китаем и Россией. В самом русском из всех китайских городов – Харбине…

Автор: Сергей ГРИБИН, специально для «В»