Мыло «Тихий Дон»

Пусть не вся Россия в едином порыве, но многие, очень многие 7 ноября вечером включили Первый канал – посмотреть новый «Тихий Дон», версию мэтра советского кино Сергея Бондарчука, фильм трагической судьбы. Сейчас показ завершен. И удивительно: как когда-то революция казаков, так и новый «Тихий Дон» зрителей разделил на две неравные части…

17 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2051 от 17 нояб. 2006

Пусть не вся Россия в едином порыве, но многие, очень многие 7 ноября вечером включили Первый канал – посмотреть новый «Тихий Дон», версию мэтра советского кино Сергея Бондарчука, фильм трагической судьбы. Все вместе: классический роман Шолохова, авторитет Бондарчука, драматическая история картины и грамотная пиар-кампания, проведенная Первым каналом, сделали свое дело – интерес многосерийный художественный фильм вызвал нешуточный.

Показ «Тихого Дона» завершен. И удивительно: как когда-то революция казаков, так и новый «Тихий Дон» зрителей разделил на две неравные части…

- Я новый «Тихий Дон» не смотрела и даже смотреть не собиралась, - сказала Ирина Ерастова, жена последнего штатного капитана теплохода «Михаил Шолохов» Александра Ерастова (сам Александр Сергеевич уже несколько месяцев бороздит морские просторы где-то в районе Африки). – Не вызвал у меня интереса этот фильм. Абсолютно.

- Старался не смотреть «Тихий Дон», но, тем не менее, смотрел, - подчеркнул главный режиссер театра имени Горького Ефим Звеняцкий. – На мой взгляд, фильм получился слишком сентиментальным, Сергей Бондарчук снимал его в тяжелые времена, когда не только денег на кино не давали, но еще и прессинговали сильно старых мастеров, если вы помните, была даже кампания в центральной желтой прессе: «Что, выдохлись?». В определенном возрасте ностальгия накатывает, кажется, что раньше и небо было ярче, и облака белее. Вот такое кино у Бондарчука и получилось: не «Тихий Дон» Шолохова, а сказка о тихом Доне и прошлых временах, красивая иллюзия…

Примерно после второй серии в сети Интернет замелькали «списки неточностей сериала «Тихий Дон». Мелочей дотошные знатоки нашли неожиданно много – от Аксиньи, идущей от реки с пустыми ведрами и неприбранной головой, до орденских колодок на мундирах старых казаков и клейм на крупах казацких лошадей – все советского образца.

- После первой серии смотреть «Тихий Дон» я перестала, - пожимает плечами Снежана Лофицкая, менеджер сети кинотеатров «Иллюзион». – Почему? Отвечу словами Станиславского: «Не верю!». Не верю англосаксу Руперту Эверетту в безличной озвучке Максима Суханова. Не верю сладковато-красивой Аксинье, которая почему-то вслед любимому мужчине, уходящему в армию на четыре года, кричит не «Гришенька!», а «Григорий!». Не верю закадровому голосу Никиты Михалкова – сразу возникает чувство, что на экране – приторно-верноподданнический «Сибирский цирюльник». Не верю слабой компьютерной графике, заметной натренированному глазу сразу. В общем, всей этой пасторальной мыльной опере – не верю. Удивляет только одно: как же такое могло получиться у оскароносного Бондарчука? Видимо, от него на тех съемках и впрямь мало что зависело…

- А я ничего фантастического и не ожидала, - делится ощущениями пенсионерка, биолог по образованию Нина Потапова. – Вспомните «Войну и мир» - ведь скучнейшее было кино, разве что батальные сцены хорошо поставлены, массово. А «Отец Сергий»? Нет, на мой взгляд, фильмы Бондарчука никогда не были яркими, эмоциональными… Ну разве что «Судьба человека», так ведь это одна серия. Поэтому я первую серию еще кое-как посмотрела, а на второй выключила. Все так, как я ожидала, – эмоций нет, Шолохов куда-то делся… Осталось нечто среднее между казачьими атаками и любовной историей. Стольких героев убрали из сюжета, необходимых, важных…

Сравнения с фильмом Сергея Герасимова – тем самым, где казаков и казачек с блеском яростного темперамента сыграли Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко, - были неизбежны. Часть зрителей просто шокировал факт появления в главной роли Руперта Эверетта, человека, никогда не скрывавшего своей гомосексуальности. Может быть, поэтому исполнение им Григория Мелехова – женолюба, абсолютного гетеросексуала – было сразу отторгнуто зрителем.

- Мой диплом был посвящен творчеству Шолохова, - рассказывает Александр Лобычев, искусствовед. – Поэтому фильм смотрел маленькими кусочками, боялся разочарования. Позитивно, на мой взгляд, то, что наша молодежь, которая вряд ли станет смотреть старый «Тихий Дон» и вряд ли его воспримет, благодаря фильму Бондарчука узнает о великой эпопее Шолохова. Благое дело, что картину все же выцарапали из лап итальянских банкиров и вернули в Россию. Думаю, что нам никогда не узнать, как на самом деле относился к снятому Сергей Бондарчук, насколько выворачивали ему руки продюсеры…

- В сегодняшней серии у него жена умрет, а в следующей – любовница, - услышал недавно в маршрутке корреспондент «В» разговор двух юных особ. – Потом еще дочка умрет, мать, только сын останется, и сам он – не пришей кобыле хвост. Вот подумай, ну на фига ту революцию делали, когда вот такое с людьми получалось?

Самое, наверное, сложное в современной экранизации «Тихого Дона» - показать революционные события, гражданскую войну так, чтобы не впасть ни в прокоммунистический раж, ни в яростное отрицание. Сергей Бондарчук – по своей ли воле, по воле ли продюсеров – сделал, скорее, мыльную оперу про любовь. И если учесть изначальную прозападную прокатную ориентацию фильма, это не так плохо. Во всяком случае, в идеологической диверсии его никто не упрекнет.

- 12 лет назад этот «Тихий Дон» произвел бы фурор, поверьте, - считает исполнительный директор кинофестиваля «Меридианы Тихого» Александр Долуда. – Для своего времени, того, что ушло невозвратно, это было новаторское кино, оно имело бы бешеный успех и воспринималось бы совсем иначе. Сегодня мы – зрители – знаем больше и много больше видели, нам уже неинтересны игры с классикой. С прокатной точки зрения фильм упустил свой шанс – не по вине Бондарчука, разумеется. Но вышло так, что история возвращения «Тихого Дона» гораздо драматичнее и интереснее, чем сам «Тихий Дон».

История, о которой сегодня так много сказано, кстати, показательна и поучительна. Хоть отдельный фильм снимай и демонстрируй властям всех уровней: вот что случается, если на культуру в собственной стране не выделяют денег. Вот что бывает, если хороших режиссеров вынуждают побираться по продюсерам и банкирам. Учитесь – и не допускайте повторения истории. Хотя бы ради того, чтобы хороший фильм вовремя пришел к своему зрителю и не разочаровал его…

- «Тихий Дон» посмотрел с удовольствием, вдохновляет как тот факт, что была проделана огромная работа, так и то, что Сергей Бондарчук сумел с присущим ему мастерством проникнуть в русскую душу, показать ее сложность и многогранность! – уверен войсковой атаман Уссурийского казачьего войска Виталий Полуянов. - А какой красивый Дон, какая природа, как даже иностранным актерам временами удается быть истинными казаками! Думаю, что эта экранизация эпопеи Шолохова – не последняя. К ней будут обращаться режиссеры, и каждый прочтет «Тихий Дон» по-своему, так, как велит время. Версия Сергея Бондарчука достойна уважения.

Фотографии взяты с сайта Первого канала

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»