За ними - будущее!

Зря говорят, что современные дети ничем, кроме компьютерных игр и посиделок с друзьями, не интересуются. Есть и такие, кто уже сейчас, будучи школьником, задумывается о своем будущем: планирует, рассчитывает, готовит его.

17 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2051 от 17 нояб. 2006

Зря говорят, что современные дети ничем, кроме компьютерных игр и посиделок с друзьями, не интересуются. Есть и такие, кто уже сейчас, будучи школьником, задумывается о своем будущем: планирует, рассчитывает, готовит его.

11-классники школы-интерната для одаренных детей имени Дубинина Максим Корж и Елизавета Кустикова в течение нескольких лет готовили оригинальные проекты, которые в октябре 2006 года представили в Москве на всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке». В результате - безоговорочная победа в конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи, проходившем в рамках фестиваля.

Ученики - не пассивные потребители

16-летний Максим Корж начал свою исследовательскую деятельность, будучи еще девятиклассником. Тогда его крайне заинтересовал проект учителя Елены Зелениной об инновационном потенциале педагогов.

- Она много рассказывала о своих научных открытиях в этой области, а я подумал: «Почему никто не исследует потенциал школьников?». Это ведь крайне интересно! - делится Максим.

Так родилась идея проекта, который впоследствии получил название «Инновационный потенциал школьника: взгляд изнутри». Максим опросил девятиклассников своей школы, чтобы выяснить степень их креативности, мотивации, рефлексии и т. д. Подобные опросы он делал на протяжении двух лет и в итоге пришел к выводу, что инновационный потенциал тех ребят, которых он опрашивал, вырос к 11 классу.

- Понимаете, инновационный потенциал - это ядро всех способностей человека, совокупность качеств, которые помогают ему решать нестандартные задачи, - рассказывает Максим. - А моя работа направлена на то, чтобы доказать: мы, школьники, тоже должны участвовать в создании процесса обучения, а не быть пассивными «игроками». Мы должны создавать образовательное пространство вокруг себя, а не просто быть его потребителями. Я сам убедился, что ученики могут разрабатывать какие-то новые, нестандартные подходы к обучению, так дайте нам возможность внедрять их в жизнь!

Проект 11-классника из поселка Горные Ключи Приморского края вызвал восхищение у строгого жюри конкурса, состоящего из ученых и сотрудников Министерства образования РФ. Сам Максим считает, что полученная им награда - серебряный знак отличия «Национальное достояние России» - станет серьезным плюсом в его дальнейшем обучении, ведь он собирается стать крупным специалистом в сфере политики. Кстати, научный руководитель Максима - кандидат педагогических наук Елена Зеленина тоже стала лауреатом: она получила золотой знак отличия «Национальное достояние России».

«Ядерная» девочка

Если работу Максима Коржа еще сможет прочитать и понять обычный человек, то проект Лизы Костиковой - вряд ли. 16-летняя школьница выполнила научно-исследовательскую работу на тему «Компьютерное моделирование диффузионного процесса разделения изотопов урана (обогащение)». Более того, ее руководителем был серьезный ученый из ДВО РАН - кандидат физико-математических наук Игорь Куянов, а свои изыскания Лиза проводила в лаборатории двухмерной микроэлектроники этой академии. Ну откуда, скажите, у юной хрупкой девочки такие интересы?!

- Я с первого класса увлекаюсь математикой, с пятого - физикой и информатикой, - призналась Лиза. - Когда встал вопрос об участии в конкурсе, я прямо сказала, что мне интересна ядерная физика, и мой руководитель предложил эту тему.

В течение семи месяцев Лиза каждую неделю ходила на консультации и выполняла поставленные задания. С работой школьница справилась настолько хорошо, что ее презентации на конкурсе в Москве едва ли не стоя аплодировали взрослые студенты и аспиранты российских вузов. Полученную президентскую стипендию она уже потратила: купила цифровой фотоаппарат и принтер. Впрочем, это наверняка не последняя победа юного физика из Большого Камня. Лиза собирается связать свою жизнь с программированием и моделированием физических процессов. А в ближайшее время она приступает к новой научно-исследовательской работе: вместе с друзьями планирует серьезно изучить синергетику - теорию самоорганизации - и создать сайт, посвященный этой науке.

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, «Владивосток»