Гляжусь в тебя, как в зеркало
Рожать или не рожать? Если да, то сколько – одного, двух? Облегчат ли жизнь новые законы? Как живется женщинам, решившимся стать матерями, по другую сторону океана? Что общего у русской и американской матери? Обо всем этом рассказывают читатели нашей газеты из Владивостока и Вашингтона.
Рожать или не рожать? Если да, то сколько – одного, двух? Облегчат ли жизнь новые законы? Как живется женщинам, решившимся стать матерями, по другую сторону океана? Что общего у русской и американской матери? Обо всем этом рассказывают читатели нашей газеты из Владивостока и Вашингтона.
В США в 1970 году 73,6 процента женщин в возрасте 25-29 лет и 57 процентов мужчин такого же возраста имели как минимум одного ребенка. В 2000 году плодовитых стало намного меньше – соответственно 48,7 и 29 процентов.
Тем не менее подавляющее большинство жителей США считают, что дети – это счастье, и рассчитывают произвести на свет как минимум одного ребенка. Косвенным доказательством этого намерения является постоянное увеличение количества операций по лечению бесплодия, а также рост числа усыновляемых детей. Однако парадокс заключается в том, что отцовство и материнство ныне приносят меньше радости, чем десятилетия назад. Ранее семья и дети считались квинтэссенцией человеческой жизни, число и «качество» детей воспринимались как главные критерии при определении репутации человека. Но современные родители вынуждены работать больше, чем их предшественники, сокращая время общения с детьми. Негативно сказалось и изменение общественной роли женщин, которые, как и мужчины, ставят теперь перед собой карьерные задачи. «Период ожидания» рождения ребенка для семейных американок увеличился: в 1960 году 71 процент жительниц США производил на свет первого ребенка в течение первых трех лет пребывания в браке, в 1990 году таких было лишь 37 процентов.
Кроме того, постоянно увеличивается число женщин, которые вообще отказываются от детей или не имеют возможности их родить. В 2004 году уже каждая пятая американка до 45 лет не имела детей. Обычно женщины до последнего тянут с беременностью и в результате не успевают это сделать по медицинским показаниям. Эксперты также отмечают, что главной причиной отсутствия наследников являются нестабильность и неопределенность в семейной жизни. При этом обладательницы дипломов о высшем образовании намного чаще предпочитают оставаться бездетными. Реальные расходы «детных» намного выше одиночек: им нужно оплачивать работу нянь или услуги дошкольных учреждений, образование ребенка, его занятия спортом, музыкой, летний отдых и пр. Велики также расходы на игрушки, которые с распространением видеоигр и компьютеров становятся все более дорогими. И для мужчины, и для женщины рождение ребенка автоматически означает уменьшение размеров сбережений, рост долгов и повышение уровня экономического риска. На содержание двоих детей семья тратит такое количество денег, которого бы хватило на покупку загородного дома, двух новых автомобилей и ежегодное проведение отпуска на курортах Карибского моря.
И в России, и в США мало говорят о том, как помочь женщине совмещать обязанности матери и работницы. Этого можно добиться с помощью адресной государственной политики либо с изменением роли мужчины. В США приближается момент, когда мы возьмемся за решение этого вопроса, однако до реальных перемен дело дойдет не скоро. В России – тем более. Хотя в России законы очень хорошие, зачастую лучше американских, но они плохо финансируются, и их трудно выполнять.
В обеих наших странах равна вероятность того, что мать будет единственным кормильцем семьи, то есть экономический статус женщин отражается не только на них, но и на их семьях. В обеих наших странах женщины намного чаще проявляют гражданскую активность на бытовом уровне. В России женщины работают над решением проблем, с которыми постоянно сталкиваются их семьи – в сферах образования, здравоохранения, социального благосостояния. Но они редко занимаются этими делами из-за стремления к власти или престижу. Ситуация в США напоминает российскую.
В России жизнь изменилась, она стала немного легче, особенно в Москве и Петербурге, потому что там расширяется доступ к рабочим местам. Однако во многих регионах и мужчины, и женщины испытывают значительные трудности. Женщины больше ощущают негативный эффект безработицы. Им труднее находить хорошо оплачиваемые должности и труднее на них удержаться. Другие социальные проблемы, такие как алкоголизм и наркомания, которые наблюдаются в основном среди мужчин, также бьют по благосостоянию женщин и детей. Это характерно как для России, так и для Америки.
Автор: По материалам «Washington ProFile»