Некоторые любят погорячее
Мы уже не раз делали в рубрике «Поехали!» обзоры автомобилей, на которых предпочитают передвигаться VIP-персоны Приморского края. На этот раз повод продолжить эту тему дала Избирательная комиссия Приморского края, опубликовавшая согласно закону перед октябрьскими выборами в Законодательное собрание «Сведения о доходах за 2005 год и имуществе зарегистрированных кандидатов, выдвинутых политическими партиями».
Мы уже не раз делали в рубрике «Поехали!» обзоры автомобилей, на которых предпочитают передвигаться VIP-персоны Приморского края. На этот раз повод продолжить эту тему дала Избирательная комиссия Приморского края, опубликовавшая согласно закону перед октябрьскими выборами в Законодательное собрание «Сведения о доходах за 2005 год и имуществе зарегистрированных кандидатов, выдвинутых политическими партиями». В этом документе транспортным средствам (а это, как мы увидим, не только автомобили) отведена специальная графа.
Понятно, что официальные сведения могут отличаться от реальных весьма серьезно: ноу-хау персонажа Андрея Миронова из фильма «Берегись автомобиля!», переписавшего все свое имущество на жену и тестя, уже давно не откровение. И тем не менее изучение транспортных пристрастий VIP-фигур, в том числе и по документам избиркома, представляет собой несомненный интерес. Начнем со списка «Единой России», которая завоевала большинство мест в Законодательном собрании.
Land Cruiser - не роскошь, а средство передвижения!
В последнее время «Единую Россию» постоянно сравнивают с КПСС. Сходство действительно есть, вот только место былых «ЗиМов» и «Чаек» теперь заняли японские имиджевые внедорожники Toyota Land Cruiser: редкий крупный единоросс не обзавелся таким. «Крузаки» числятся за Владимиром Николаевым, Ефимом Звеняцким, Виктором Белозеровым, Сергеем Вахниным, Виктором Пинским, а у председателя ЗС Виктора Горчакова таких джипов целых два. Не менее популярна и «городская» версия внедорожника – Land Cruiser Prado: в пользу этой модели сделали свой выбор Владимир Курилов, Ирина Берданова, Татьяна Заболотная, Виктор Пинский.
Настоящим фанатом автомототехники можно назвать мэра Владивостока Владимира Николаева: на нем «висят» снегоход Ski Doo GTX 800 Ltd, два квадроцикла, лодка Sea Doo Speedster, два прицепа и два автомобиля – вышеупомянутый «Крузак» и «Мерседес». Не уступают Николаеву владелец автомобилей, гидро- и квадроциклов Сергей Вахнин, Виктор Пинский (четыре автомобиля), Виктор Белозеров («Ниссан-Цефиро», «Лендкрузер», ГАЗ-66 и «Урал» 1980-х годов выпуска). Не в пример скромнее известный доктор Анатолий Беляев, владеющий непритязательной «Спасио» 1998 года.
Депутат-рыбак Петр Савчук, как и можно было предполагать, имеет катер. Не чужд морских прогулок и Ефим Звеняцкий – помимо дежурного «Крузака» он владеет катером «Карвер» (а вот указать «Краун» 1981 года Ефим Семенович забыл). Из экзотики можно назвать трактор МТЗ-80 банкира Валентина Дубинина, а также транспортное средство Игоря Польченко, марка которого не ведома ни нам, ни, наверное, самим японцам - автомобиль Isuzu Escudo 2005 года выпуска.
Экс-командующий ТОФ Геннадий Хватов по документам располагает личным автопарком из трехлетнего Land Cruiser и Toyota Carina 1992 года выпуска. Выходит, иногда бывшим командующим живется лучше, чем действующим. Ведь адмирал-депутат Виктор Федоров, равно как и Сергей Дарькин с Валентиной Катковой, официально считается «безлошадным». У Катковой, правда, во Владивостоке имеется гараж. «Хаммер» для пенсионера
Второй по популярности партией на октябрьских выборах оказалась КПРФ. Лидер регионального списка коммунистов Владимир Гришуков, хоть и работает в Госдуме, остается истым приморцем со своей «Камри-Грацией». Еще более демократичен экс-мэр Арсеньева, депутат Владимир Беспалов – он передвигается на скромной «Калдине» 1993 года рождения. Эдуард Алексеев транспортных средств не имеет, зато также прошедший в ЗС Дмитрий Мудров владеет «Датсуном», «Марком» и мотоциклом «Сузуки». Но самым моторизованным коммунистом следует признать артемовского бизнесмена Александра Ромина: в его распоряжении четыре грузовичка («Мазда-Титан» и три «Кантера»), а также заслуженная «копейка» ВАЗ-2101 1981 года выпуска, которую он почему-то не задекларировал.
Два мандата достались на выборах приморскому отделению «Российской партии пенсионеров», ныне влившейся в «Справедливую Россию». У главных краевых «пенсионеров» - вполне достойный автопарк: у лидера списка Сергея Софина – три грузовика и Land Cruiser, у второго номера Александра Ермолаева – скромные «Хаммер-2», «Лексус-470» и не указанный в заявлении Land Сruiser. Депутат Думы Владивостока Александр Юртаев – собственник Subaru Leone 1986 года, хотя его периодически замечают совсем на других машинах.
Настоящий сюрприз приготовил своим избирателям Виктор Черепков, для партии которого «Свобода и народовластие» октябрьские выборы стали лебединой песней: несколькими днями позже Росрегистрация отказала этой структуре в праве называться партией, а значит, и участвовать в следующем году в выборах депутатов Госдумы. Давно известно, что феномен Черепкова гораздо шире, чем его статус депутата от Приморья: тут вам и защита Эдуарда Лимонова на процессе в Саратове, и попытка баллотироваться в губернаторы Тамбовской области, и цветистые дифирамбы в адрес вайнахского народа. Точно так же и с автомобилями: пока большинство ездит на надоевших шестисотых «Меринах» и сотых «Крузаках», Виктор Иванович предпочитает Porsche Cayenne Turbo 2005 года выпуска! У выбравшего этот спортивный 500-сильный «паркетник», который можно без труда разогнать до 250 км/час и выше, явно нетривиальный вкус. Правда, за Виктором Черепковым числится еще один автомобиль – «Волга» 1984 года выпуска. Угадайте, на каком из этих двух авто Черепков предпочитает ездить?
Не менее интересны пристрастия членов других партий. К примеру, четко прослеживается любовь приморских ЛДПРовцев к грузовикам и спецтехнике. Даже у лидера Сергея Корчагина, ездящего на Mitsubishi Chariot, имеется «КамАЗ». У его соратника Николая Ермишкина помимо «Крузака» есть ГАЗ-66. А у другого члена партии – Сергея Кипчука – бульдозер, экскаватор, семь тракторов, восемнадцать грузовиков и т. д.
При попытке проанализировать весь этот автопарк бросается в глаза несколько особенностей. Общее правило (разумеется, не без исключений) таково: чем дальше человек от начала партийного списка, тем дешевле его автомобили. Обращает на себя внимание и обилие не у самых бедных людей откровенного «металлолома». Здесь объяснений может быть как минимум два: либо машина давно продана или утилизирована, но продолжает де-юре считаться чьей-то собственностью, либо мы имеем дело с «конструкторами» - достаточно новыми автомобилями, оформленными под документы старых. К примеру, «Делика» фигуранта приморского списка «Яблока» Владимира Литвинова на самом деле гораздо моложе указанного в документах 1985 года. Таковы местные реалии.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»