Выезд на «встречку» стал дороже…
На несовершенство принятого в 2002 году Административного кодекса и особенно его 12-й «автомобильной» главы за 4 с лишним года не пожаловался только или ни разу не сидевший за рулем машины, или немой. И это неудивительно. Ведь некоторые его статьи допускают возможность двойного толкования, чем сотрудники ГАИ и мировые судьи зачастую пользовались.
На несовершенство принятого в 2002 году Административного кодекса и особенно его 12-й «автомобильной» главы за 4 с лишним года не пожаловался только или ни разу не сидевший за рулем машины, или немой. И это неудивительно. Ведь некоторые его статьи допускают возможность двойного толкования, чем сотрудники ГАИ и мировые судьи зачастую пользовались. Причем толковались эти статьи, как правило, не в пользу автомобилистов.
Достаточно вспомнить, сколько приморских водителей понесли наказание за езду с просроченными «транзитами» (штраф 2500 рублей) или не продленным вовремя полисом «автогражданки» (800 рублей). И лишь летом этого года выяснилось, что все они являются «невинно пострадавшими». В июне Верховный суд России наконец-то сподобился дать разъяснение по применению статей 12.37.2 и 12.2.2 Административного кодекса, указав судьям на местах, что штраф за вышеназванные нарушения - всего-то «полтинник».
Водители вздохнули с облегчением, но в законе осталось много других «белых пятен». Одно из них - статья 12.15 часть 3, которая устанавливает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено ПДД.
К сожалению, эти самые случаи в кодексе оказались не прописаны, что позволяло гаишникам трактовать статью 12.15.3 довольно широко. В результате «под лишение» попадали и те, кто пересек сплошную одинарную линию разметки, и те, кто проехал под «кирпич» на улицу с односторонним движением.
Многие автомобилисты с вменяемым им нарушением не соглашались, пытаясь на месте или уже в суде «поменять» статью 12.15.3 на более мягкую - 12.15.2 или 12.16. Как ни странно, но некоторым это удавалось, поскольку даже у руководства ГИБДД и судей единого мнения по трактовке этих нарушений не было….
Так вот, теперь оно появилось. Причем на самом высоком уровне. 24 октября этого года пленум Верховного суда Российской Федерации издал постановление № 18, в котором дается разъяснение, когда нужно наказывать водителя за выезд на «встречку», а когда нет.
Увы, многих автомобилистов мы вынуждены огорчить: точка зрения гаишников победила. И теперь за обгон ползущего с черепашьей скоростью трактора с пересечением одинарной «сплошной» вас вполне могут лишить прав. И за многое другое тоже.
Напомним, что ранее «бесспорными» считались выезды на «встречку» в пяти случаях:
на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная); на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях (реверсивная), запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД). Разметка в этих случаях должна быть 1.9 (двойная прерывистая);запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД);запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления (пункт 9.6 ПДД);запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД). Особое внимание на этот пункт должны обратить те, кто любит становиться в 4-й, а то и 5-й ряды на железнодорожном переезде на «тещином языке», а также на перекрестке Военное шоссе – Народный проспект.Теперь же к этим пяти случаям добавилось еще несколько нарушений, ранее считавшихся «спорными»:
обгон на дорогах с одной полосой движения для каждого направления в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен». Причем, как рассказали нам в краевом управлении ГИБДД, наличие или отсутствие запрещающей разметки значения не имеет. (Типичный пример - «шаморовская» дорога или гострасса между Михайловкой и Осиновкой);выезд на встречную полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, обозначенную знаком 5.11. (Вспомните участок от «Гоголя» до «Фуникулера».) А вот движение по автобусной или троллейбусной полосе попутного направления (улица Спортивная или Колхозная) наказывается по статье 12.15.2 (штраф в размере 2 МРОТ);пересечение дорожной разметки 1.1 (одинарной сплошной) с выездом на полосу встречного движения. В результате какого именно маневра вы ее пересечете - обгона, левого поворота или разворота, не важно. Наказание будет одно: штраф в размере от 3 до 5 МРОТ или лишение прав на 2 - 4 месяца;нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения (ул. Прапорщика Комарова, например, или Уткинская).В общем, трепещите, господа автомобилисты. Или лучше соблюдайте правила. Это и дешевле, и, что самое главное, безопаснее...
Что касается других «спорных» статей Административного кодекса, упомянутых в постановлении пленума Верховного суда № 18, то о них мы расскажем в следующем выпуске «Поехали!».
Автор: Андрей Вялков, специально для «В»