Выезд на «встречку» стал дороже…

На несовершенство принятого в 2002 году Административного кодекса и особенно его 12-й «автомобильной» главы за 4 с лишним года не пожаловался только или ни разу не сидевший за рулем машины, или немой. И это неудивительно. Ведь некоторые его статьи допускают возможность двойного толкования, чем сотрудники ГАИ и мировые судьи зачастую пользовались.

10 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2047 от 10 нояб. 2006

На несовершенство принятого в 2002 году Административного кодекса и особенно его 12-й «автомобильной» главы за 4 с лишним года не пожаловался только или ни разу не сидевший за рулем машины, или немой. И это неудивительно. Ведь некоторые его статьи допускают возможность двойного толкования, чем сотрудники ГАИ и мировые судьи зачастую пользовались. Причем толковались эти статьи, как правило, не в пользу автомобилистов.

Достаточно вспомнить, сколько приморских водителей понесли наказание за езду с просроченными «транзитами» (штраф 2500 рублей) или не продленным вовремя полисом «автогражданки» (800 рублей). И лишь летом этого года выяснилось, что все они являются «невинно пострадавшими». В июне Верховный суд России наконец-то сподобился дать разъяснение по применению статей 12.37.2 и 12.2.2 Административного кодекса, указав судьям на местах, что штраф за вышеназванные нарушения - всего-то «полтинник».

Водители вздохнули с облегчением, но в законе осталось много других «белых пятен». Одно из них - статья 12.15 часть 3, которая устанавливает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено ПДД.

К сожалению, эти самые случаи в кодексе оказались не прописаны, что позволяло гаишникам трактовать статью 12.15.3 довольно широко. В результате «под лишение» попадали и те, кто пересек сплошную одинарную линию разметки, и те, кто проехал под «кирпич» на улицу с односторонним движением.

Многие автомобилисты с вменяемым им нарушением не соглашались, пытаясь на месте или уже в суде «поменять» статью 12.15.3 на более мягкую - 12.15.2 или 12.16. Как ни странно, но некоторым это удавалось, поскольку даже у руководства ГИБДД и судей единого мнения по трактовке этих нарушений не было….

Так вот, теперь оно появилось. Причем на самом высоком уровне. 24 октября этого года пленум Верховного суда Российской Федерации издал постановление № 18, в котором дается разъяснение, когда нужно наказывать водителя за выезд на «встречку», а когда нет.

Увы, многих автомобилистов мы вынуждены огорчить: точка зрения гаишников победила. И теперь за обгон ползущего с черепашьей скоростью трактора с пересечением одинарной «сплошной» вас вполне могут лишить прав. И за многое другое тоже.

Напомним, что ранее «бесспорными» считались выезды на «встречку» в пяти случаях:

на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная); на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях (реверсивная), запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД). Разметка в этих случаях должна быть 1.9 (двойная прерывистая);запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД);запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления (пункт 9.6 ПДД);запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД). Особое внимание на этот пункт должны обратить те, кто любит становиться в 4-й, а то и 5-й ряды на железнодорожном переезде на «тещином языке», а также на перекрестке Военное шоссе – Народный проспект.

Теперь же к этим пяти случаям добавилось еще несколько нарушений, ранее считавшихся «спорными»:

обгон на дорогах с одной полосой движения для каждого направления в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен». Причем, как рассказали нам в краевом управлении ГИБДД, наличие или отсутствие запрещающей разметки значения не имеет. (Типичный пример - «шаморовская» дорога или гострасса между Михайловкой и Осиновкой);выезд на встречную полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, обозначенную знаком 5.11. (Вспомните участок от «Гоголя» до «Фуникулера».) А вот движение по автобусной или троллейбусной полосе попутного направления (улица Спортивная или Колхозная) наказывается по статье 12.15.2 (штраф в размере 2 МРОТ);пересечение дорожной разметки 1.1 (одинарной сплошной) с выездом на полосу встречного движения. В результате какого именно маневра вы ее пересечете - обгона, левого поворота или разворота, не важно. Наказание будет одно: штраф в размере от 3 до 5 МРОТ или лишение прав на 2 - 4 месяца;нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения (ул. Прапорщика Комарова, например, или Уткинская).

В общем, трепещите, господа автомобилисты. Или лучше соблюдайте правила. Это и дешевле, и, что самое главное, безопаснее...

Что касается других «спорных» статей Административного кодекса, упомянутых в постановлении пленума Верховного суда № 18, то о них мы расскажем в следующем выпуске «Поехали!».

Автор: Андрей Вялков, специально для «В»