Шесть десятков «витязей» и дядька прокурор
Вот уже больше недели Приморский край лихорадит. Прибывшая в край группа следователей Генеральной прокуратуры РФ, а также оперативных работников Департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом (ДПБО и Т) МВД РФ и Главного управления МВД по ДВФО при поддержке спецотряда «Витязь» наделала шуму.
Вот уже больше недели Приморский край лихорадит. Прибывшая в край группа следователей Генеральной прокуратуры РФ, а также оперативных работников Департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом (ДПБО и Т) МВД РФ и Главного управления МВД по ДВФО при поддержке спецотряда «Витязь» наделала шуму. Еще бы! Не каждый день происходит давно позабытое явление «маски-шоу»: одновременные обыски и выемки документов сразу по 20 адресам во Владивостоке, задержание и транспортировка людей из Находки в Москву, поток жалоб адвокатов и предпринимателей в Генпрокуратуру и прокуратуру края на незаконные действия «москвичей».
Все эти действия – в рамках расследования уголовного дела №18/377468-06, проводимого Генпрокуратурой РФ по ст. 188 ч.4 (контрабанда) и 210 ч.2 (организация преступного сообщества).
Виной всему – 151 контейнер с товарами народного потребления, поступивший в апреле 2005 года из Находки в Москву.
Если вы думаете, что информация про приезд следственной группы Генпрокуратуры РФ и «Витязя» – официальная, то сильно ошибаетесь. Ни о цели визита, ни о его результатах пока официальных сообщений нет нигде. Ну, скажите, дорогие читатели, хоть где-нибудь вам сообщалось, что 31 октября в поселке Кневичи, в военном аэропорту, приземлился самолет «Ил-86», на борту которого находились 190 силовиков, из которых 60 человек – элитный спецназ «Витязь»? А о том, что буквально на второй день прибывшие начали организовывать обыски и выемки документов по офисам и квартирам? А про то, что обыски первоначально стали проводиться после 22 часов – то есть фактически в ночное время, хотя Уголовно-процессуальный кодекс регламентирует делать это в ночное время только в неотложных случаях?!
Естественно, по Владивостоку поползли слухи о том, что некий «правоохранительный десант» из Москвы «зачищает» бывших и действующих депутатов, а также коммерсантов и экс-представителей исполнительной власти, причастных к внешнеэкономической деятельности в Приморье на «китайском направлении». Более того, после работы следственной группы в Находке по всему Приморью прокатилась еще одна волна «новостей» - дескать, кое-кого уже в «браслетах» вывезли в Москву. Народная молва накрепко привязала приезд «москвичей» к «делу Бахшецяна», мол, идет доработка необходимых эпизодов, чтобы высокие таможенные чины получили реальные сроки лишения свободы, но этого никто не опроверг. В прокуратуре Приморского края, куда корреспондент «В» обратился по поводу «московского десанта», ответили, что «нет абсолютно никакой информации по их действиям», а больше-то и спросить не у кого. Хотя (опять же по неофициальным каналам) стало известно, что руководителем следственной группы является старший следователь по особо важным делам Виктор Наседкин из Москвы, но слышали ли вы что-нибудь об этом человеке за последние полторы недели в СМИ Приморья? Может, Генпрокуратура отчитается перед населением (читай – налогоплательщиками) – что сделано, в каком объеме, какова, в конце концов, цель этой «тотальной акции» в Приморье? Сомнительно…
А тем временем работа москвичей в Приморье обрастает скандалами. Например, проводя обыски и выемки документов в офисах разных фирм Владивостока, сотрудники «Витязя» по приказу высшего начальства не пускали на эти мероприятия приморских адвокатов (незаконно). На некоторых обысках в качестве понятых выступали сотрудники милиции (сие тоже незаконно). Одного из адвокатов так и вовсе обыскали (что противоречит и закону об адвокатуре, и Уголовно-процессуальному кодексу), другого просто не допустили к клиенту, мотивируя это тем, что «клиент в ваших услугах не нуждается». Адвокатская палата Приморского края уже готовит заявление по поводу незаконных действий московских следователей в отношении защитников, адресованное генпрокурору и общественности Приморья, а самому генпрокурору РФ уже поступило несколько телефонограмм от приморских адвокатов с жалобой на подчиненных господина Наседкина. И на этом весь официоз заканчивается. Никаких комментариев от второй стороны…
Конечно, адвокатов можно было обвинить в лукавстве. Не наговаривают ли они на следователей, чтобы таким образом скандалом отвлечь внимание от сути уголовного дела? Но ведь вторая сторона (Генпрокуратура) вообще находится «вне зоны доступа» и никаким образом комментировать происходящее не желает – ни релизов, ни пресс-конференций, ни заявлений официальных лиц с оглашением конкретных имен. Вот и приходится пользоваться теми источниками, которые есть…
Странная вырисовывается картина – за деньги налогоплательщиков в Приморье прилетает «десант» из 190 человек, чья деятельность в крае от самих граждан тщательно скрывается. Отсюда следуют два вывода: или силовики стали существовать отдельно от общества, их содержащего, или воплощением правового государства в России вновь становятся «маски-шоу» и окрик: «стоять-бояться!».
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»