«Евро» с человеческим лицом...

С момента вступления в силу совместного приказа МВД, Федеральной таможенной службы и Минпромэнерго о порядке выдачи импортируемым в Россию автомобилям сертификатов соответствия экологическим нормам «Евро-2» прошло чуть больше недели...

8 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2045 от 8 нояб. 2006

С момента вступления в силу совместного приказа МВД, Федеральной таможенной службы и Минпромэнерго о порядке выдачи импортируемым в Россию автомобилям сертификатов соответствия экологическим нормам «Евро-2» прошло чуть больше недели. Для прояснения всех спорных моментов в пятницу представители таможни, Ростехрегулирования и Приморского центра сертификации встретились с журналистами.

Первый замначальника Владивостокской таможни Павел Демичев подтвердил: оформлять сертификат соответствия «Евро-2» на все автомобили без исключения не потребуется. Если в базе данных указано, что когда-либо машине той же марки, с такими же кузовом и двигателем сертификат был выдан, таможня делает в паспорте транспортного средства соответствующую отметку и «дает добро». Если же такой автомобиль ввозится впервые, он подлежит сертификации, после чего будет принято решение о его соответствии или несоответствии нормам «Евро-2» (в последнем случае ПТС выдан не будет, а значит, автомобиль в Россию просто не впустят). Год выпуска автомобиля значения не имеет: таможенники руководствуются тремя критерями - маркой автомобиля, маркой кузова и маркой двигателя.

Сегодня около 90 процентов ввозимых через таможни Дальнего Востока автомобилей отсутствует в имеющейся базе данных. Однако с течением времени эта ситуация изменится: раз в месяц база будет пополняться новыми марками. «Первопроходцам», то есть импортерам, впервые в стране ввозящим автомобиль, отсутствующий в базе данных, придется платить около 3600 рублей за оформление сертификата. Эту процедуру у нас производит не только Приморский центр сертификации, но и ряд уполномоченных индивидуальных предпринимателей.

Обиднее всего, пожалуй, придется даже не «первопроходцам», а тем, кто импортирует точно такой же автомобиль после них, но еще до того, как он попадет в базу данных. Дело в том, что последняя будет обновляться пятого числа каждого месяца, а значит, до этой даты все аналогичные машины тоже должны будут проходить сертификацию. С другой стороны, хорошо, что база будет обновляться ежемесячно, а не, к примеру, ежегодно.

По словам директора Приморского центра сертификации Инны Кочкиной, сертификат, как правило, выдается на основании «анализа документов». В сложных случаях специалисты поднимают капот и изучают содержимое моторного отсека на предмет наличия газоанализатора и нейтрализатора. То есть деньги берутся даже не за замеры выхлопа сложными приборами, а за бумажное подтверждение всем известной истины об экологичности японских автомобилей - вполне по-российски!

На ввоз запчастей, в том числе двигателей и кузовов, новые правила не распространяются. Следовательно, импорт популярных в Приморье «конструкторов» продолжится прежним порядком. Здесь же кроется очевидная лазейка для тех, кто намерен ввозить слишком древние и явно не соответствующие даже допотопным по мировым меркам нормам «Евро-2» автомобили: достаточно разобрать их на части. Транспортные средства, уже эксплуатируемые на дорогах страны, проверкам подвергать не будут.

Как заверили прессу в пятницу, никаких очередей на оформление сертификатов не наблюдается. Между тем накануне председатель Общества защиты автопродавцов Приморского края Дмитрий Пенязь заявил, что очереди уже выстроились на четыре дня вперед и «ситуация будет накаляться». Значит, лукавят либо представители госструктур, которым не нужны акции общественного недовольства, либо сами автопродавцы. Для них ажиотаж вокруг оформления экологических сертификатов может стать неплохим предлогом повышения цен на автомобили.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»