Американский стандарт
Четыре месяца, с мая по октябрь, наши пожарники стажировались в городе Логан, штат Юта, в рамках совместной программы Лесной службы США и Федерального агентства по лесному хозяйству России. Василий Медведев встретился с корреспондентом «В», чтобы поделиться своим в прямом смысле жарким опытом.
Огненный зверь, несущийся со скоростью курьерского поезда, ежедневный риск сгореть заживо, адская усталость после многочасовой борьбы с пожарами, и наконец, «ободряющий» сон под открытым небом по соседству со скорпионами – лишь часть приключений, выпавших на долю начальника летной службы Приморской базы авиационной охраны лесов Василия Медведева и его коллеги с Красноярской авиабазы Сергея Белоглазова. Четыре месяца, с мая по октябрь, они стажировались в городе Логан, штат Юта, в рамках совместной программы Лесной службы США и Федерального агентства по лесному хозяйству России. Василий Медведев встретился с корреспондентом «В», чтобы поделиться своим в прямом смысле жарким опытом.
Попали в самое пекло
На отсутствие работы нашему земляку жаловаться не пришлось. Стажировка выпала на пик пожароопасного сезона, когда заокеанские леса полыхают со страшной силой. Горит Америка круглый год (даже зимой!). Василий рассказывает:
- Мы с коллегой находились в западных штатах, где в отличие от восточной части страны жарко и сухо. Воды не хватает, что чрезвычайно обостряет проблему пожаров. А этот год оказался особенно сложным. Такое бывает раз в пять лет. Так что попали мы в самое пекло и, надо сказать, славно поработали!
Прежде чем вкусить удовольствия американских пожарных будней, Василию и Сергею пришлось постараться, доказывая на протяжении двух недель, что они не спасуют перед огненной стихией. Занятия в спортзале, кросс на длительные дистанции по горным тропам, копание глубоких рвов - столь мощная физподготовка российскому пожарному и не снилась! Впрочем, все нормативы были сданы.
Несмотря на то, что Василий и Сергей - из авиаслужбы лесоохраны, стажировались они в наземной команде тушения. Работали наравне с американцами. Чтобы вовремя остановить огонь и не дать стихии «сожрать» лес, приходилось прокладывать вручную сотни метров минерализованных полос инструментом с симпатичным названием «пуласки» - аналог мотыги. По многу часов лазить по сопкам с тяжелейшим снаряжением, сталкиваясь лицом к лицу с огненным монстром…
Бывало, мертвые от усталости, пожарные даже палатку не ставили - валились прямо на землю, засыпали в спальных мешках, опять же подвергая свою жизнь смертельному риску… Опасность в этом случае представляли всевозможные ядовитые гады и насекомые.
- Американские леса просто кишат всякой живностью, – вспоминает Василий. – Когда выбирались из спальников, старались делать как можно меньше телодвижений, чтобы не потревожить какого-нибудь спящего скорпиона. Аккуратно вытряхивали его (или их, если особо «повезет») на землю. Перед тем как одеться, осматривали вещи.
За 98 «пожарных» дней российские огнеборцы побывали в пяти штатах. Потушены 15 пожаров, 13 из них - крупные. Один из пожаров Василий вспоминает с тихим ужасом. 23 июля его команду спешно перебросили в штат Айдахо.
- Нас подняли в пять утра, доставили на машинах поближе к месту возгорания. Потом мы долго карабкались в гору, много часов подряд прокладывали защитную полосу. К позднему вечеру на нас буквально живого места не оставалось. Так работали четверо суток, пока… не закончился срок командировки. Пожар дотушивали уже другие команды «Хот-Шота».
«Хот-Шот» - в переводе с английского «горячий выстрел». Это особая группа быстрого реагирования для борьбы с крупными и сложными пожарами. Именно в такой команде Василий Медведев с Сергеем Белоглазовым трудились четыре с половиной месяца. Руководитель группы Скот Бушман высоко оценил их работу, наградив грамотами. Он, кстати, приезжал в Россию, помогая создать на Красноярской авиабазе первую российскую хот-шотовскую команду. «Мы будем внедрять подобную практику тушения лесных пожаров, - говорит Василий. - Российские пожарные должны быть лучшими, а для этого - владеть ведущими мировыми технологиями».
Медведев увидел, что помимо «Хот-Шотов» у американской Лесной службы есть немало того, что значительно увеличило бы эффективность работы и российских пожарных. Но о большей части «плюсов» остается только мечтать.
Справка «В»
Авиалесоохрана России сотрудничает с Финляндией, КНР, Монголией, Германией, США и Канадой. Наиболее результативно развивается сотрудничество с лесопожарными службами США (Лесная служба и Бюро по управлению земельными ресурсами). Главная цель программы, которая действует вот уже 13 лет, - обмен опытом борьбы с пожарами. В США стажировалось около 120 специалистов авиалесоохраны различного уровня, более 80 американских пожарных прошли обучение в России. Пользу для себя извлекают обе стороны. Понравились американцам российские парашюты. Закупили партию, а сейчас выпускают аналоги. Насосы для лесных огнетушителей теперь делают по типу российских. Мы применяем спусковые устройства для десантников-пожарных на основе принципов, позаимствованных у американских коллег. Технологии регистрации сухих гроз, от которых возникают пожары, в Америке начали осваивать раньше нас, так что и здесь есть чему поучиться.
Плюсы…
Авиация. Основной упор в Америке - на авиапатрулирование. С утра до вечера самолеты обследуют лес, выявляя опасные очаги возгорания. Ведь от того, как быстро удастся обнаружить пожар и начать тушение, зависит результат. На одном крупном пожаре работают несколько вертолетов с водосливными устройствами. В России использовать авиатранспорт можно в ограниченных количествах из-за слабого финансирования авиалесоохраны.
Сервис класса «Люкс»... На случаи серьезных пожаров для борцов с огнем предусмотрен специальный сервис. На месте создается базовый лагерь, с огромными палатками и всем необходимым. Принять душ, нормально поесть – запросто! Лагерь обслуживают профессиональные повара. В оперативной обстановке предусмотрены армейские пайки. Их 24 вида, половина – вегетарианские. Хотя, если честно, ни Сергей, ни Василий не были в восторге от ассортимента продуктов. «В основном это блюда острые, из мексиканской кухни, – говорит Василий. - Сергей, в прошлом повар, вообще страдал от такой кормежки.
Экипировка и рабочее оборудование. У американских пожарных хорошее снабжение. Кстати, новые ручные инструменты, которые Василий Медведев успел оценить (сам ведь с ними и работал!), планируется внедрить и в нашу пожарную практику.
Особенно россиянам приглянулись средства индивидуальной защиты. Всем выдаются солнцезащитные очки. Мелочь? Возможно, но очень полезная: когда лес валят, можно серьезно поранить глаза щепками. А без специальной накидки, отражающей тепловое излучение, американскому пожарному вообще сложно представить свою работу. Шелтер, что в переводе значит «убежище», спасет жизнь человеку, окажись тот в огненных объятиях пожара. К счастью, ни Василию, ни Сергею испытать на себе чудо-накидки не довелось.
Материальные прелести американской Лесной службы не манна небесная. Душевые кабины, услуги поваров – все это услуги частного бизнеса. В Штатах помогать пожарным выгодно, поскольку правительство на защите лесов не экономит. Американцы – народ практичный, каждый доллар считают. Если бы проблема пожаров не была важна, они бы не выкладывали такие суммы, убежден Василий.
- National Geographic пишет: в «горимый» год только за один день на борьбу с лесными пожарами в США тратится столько же, сколько на крупнейшей Красноярской авиабазе за год! Что тут скажешь…
Минусы…
Но и в бочке меда есть своя ложка дегтя. По мнению Василия Медведева, не все идеально в американской системе пожаротушения.
Женщины. Нет, с дамами, которых обязана принять каждая команда «Хот-Шот», все в порядке: молодые, симпатичные, бойкие. Бесспорно, работать в такой компании интереснее, нежели в чисто мужской. Да и согласно проведенным исследованиям психологический климат намного благоприятнее именно в смешанных коллективах. Но…
- Не женское это дело – тушить пожары! – уверен Василий. - Дышать дымом, гарью очень вредно для девушек. Им ведь рожать! Тем более что работа пожарного сопряжена с огромными физическими нагрузками. Некоторые американки, конечно, сильны, как лошади, и ничем не уступают мужикам, но встречались и такие, кто постоянно отставал, еле-еле справлялся с заданиями.
Василий предполагает, что такая ситуация сложилась из-за волны эмансипации, которая в Америке до сих пор продолжается. Женщины пытаются доказать, что и эту работу они выполняют не хуже мужчин.
- Сергей поначалу активно пытался перевоспитывать их, - рассказывает Медведев. – И чего добился? Американки подходили ко мне, как к старшему, и жаловались, что мой коллега их оскорбляет, считает негодными для работы. А все из-за русской пословицы, которую он им привел: «Сила женщины - в ее слабости». Пришлось объясняться…
Некоторые технологии пожаротушения. Чересчур большое значение в США уделяется научным рекомендациям по тушению огня. Если какие-то умные дяди высчитали, как надо делать, то так все и делают, несмотря на различные ситуации.
- Нам не понравился их способ отжига (когда поджигают лесной покров навстречу основному пожару, чтобы два огня встретились, а остальной лес не пострадал). Они используют специальные таблицы, где все «по науке» расписано. Например, при сухом климате приступают к отжигу часов в 11-12, а не с утра, когда влажность повыше. И пожар не останавливается, а перерастает в верховой, который тушить сложнее.
Возмутила и тактика тушения пожара с извилистыми границами (огонь идет языками). В России с ним справляются быстро: прокапывают прямую линию, до которой огонь дойдет и погаснет. А в Америке окапывают каждый язык огня. Слезы текут, бывает, что ничего не видно, а копать надо! По словам Василия, если пожар низовой (горит лесная подстилка), он дальше прокопанной напрямик полосы не пойдет. А верховому (полыхают кроны деревьев) никакие полосы не помеха.
Средства защиты. Еще неприятно поразило наших пожарных отсутствие средств защиты органов дыхания. В России их не используют, так как денег нет на приобретение, а за океаном просто не видят в этом надобности. Подумаешь, дымом подышишь! Василий так не думает, о чем и сообщил американцам, даже продемонстрировал привезенную с собой маску для защиты от дыма. Но американцы отнеслись к этому скептически.
У Медведева сложилось впечатление, что заокеанские коллеги вообще не очень берегут здоровье (но не жизнь!). Многое в работе можно было бы сделать «малой кровью».
- Зачем они так поступают? Возможно, показать героизм. А может, думают, что раз получают такие деньги (4500 - 6000 долларов в месяц), то должны здоровьем заплатить.
Американские доллары против русского патриотизма?
Пожарный в России за месяц получает столько же, сколько американский хот-шотовец за день - около 170 долларов. На пенсию пожарные в Штатах тоже не жалуются: несколько тысяч долларов. Профессия популярна: на одно место претендуют 10 человек! Каждую зиму накануне пожароопасного сезона отбираются кандидаты в команду, несколько месяцев проходят жесткий кастинг. Причина не только в деньгах, но и в почетности данной специальности в Америке. К пожарным здесь относятся как к настоящим героям. Особенно это касается парашютистов. Когда хозяева ресторанов узнают, что в их заведение зашел такой человек, считают за честь угостить его бесплатным обедом.
- А в нашей службе основная масса людей держится лишь по той причине, что переживает за судьбу русского леса. Зарплата на подвиг не сильно толкает, - усмехается Василий.
Дело мира
Стажировка в Америке заставила еще раз серьезно задуматься над нашими проблемами, требующими серьезной проработки. В то же время увиденное за океаном дало шанс убедиться, что много есть хорошего и в российской лесопожарной службе, а в некоторых областях мы добились больших успехов, нежели американские коллеги.
Василий Медведев и Сергей Белоглазов побывали в межведомственном центре в городе Бойсе – это настоящее пожарное сердце Америки. Центр объединяет восемь главных ведомств. Ознакомились с работой центра, встретились с ведущими специалистами. Вместе наметили перспективы для дальнейшего сотрудничества.
- Наша поездка не только дело пожарной безопасности, но и дело мира, – уверен Василий. – Такие обменные программы очень укрепляют международные отношения. Мы многому учимся у коллег, а они - у нас.
Опыт, полученный за время стажировки Василием Медведевым, уже сейчас пригодится родному краю. В Приморье осень традиционно характеризуется пиком лесных пожаров: опадающая сухая листва легко воспламеняется. Так что из полыхающей Америки Василий попал в полыхающее Приморье.
А тем временем...
По статистике, каждые десять лет количество пожаров на планете увеличивается на 10 процентов: растет население Земли, и усиливается влияние антропогенного фактора. Резко теплеет климат. Если эта тенденция сохранится, лет через 10 - 20 российский климат превратится в близнеца климата запада Америки, где ежегодно складывается чрезвычайная пожарная ситуация. Но уже сейчас пожары – страшное бедствие как для Америки, так и для России. Пусть мы разделены океаном, эта проблема нас роднит. Изучая американские технологии борьбы с пожарами, Россия создает мощную базу для своего будущего.
Автор: Галина АКУЛИЧ, специально для «В»