Не хочу быть крестьянкой

С высоты очередной сопки как на ладони открывается ханкайское село с непривычным для приморцев названием Дворянка. Деревня в прямом смысле слова затеряна в Уссурийской тайге у самой границы с Китаем. Дворянка находится в распадке в обрамлении сопок с почти девственным лесом. С юго-восточной стороны протекает речка Синтуха. Красота вокруг неописуемая...

3 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2044 от 3 нояб. 2006

С высоты очередной сопки как на ладони открывается ханкайское село с непривычным для приморцев названием Дворянка. Деревня в прямом смысле слова затеряна в Уссурийской тайге у самой границы с Китаем. Дворянка находится в распадке в обрамлении сопок с почти девственным лесом. С юго-восточной стороны протекает речка Синтуха. Красота вокруг неописуемая: желто-багряная расцветка местами сменяется густой зеленью кучных посадок елок и сосен или матовой белизной облетевших осиновых рощ. Дневное осеннее солнце озаряет листву и на прощание согревает землю перед долгой суровой зимой.

От радужного настроения не остается и следа, когда входишь в село. Умирающая Дворянка, богом забытый уголок…

Белые придут - грабят, красные придут - опять грабят

Первые переселенцы из Бессарабии и Украины появились в этих местах ровно 100 лет назад. Записи церковных книг сообщают, что в образовавшемся в 1907 году поселении обосновались семьи Чабан, Молдаван, Плехановых, Старовойтовых и ряда других. Перебирались они на Дальний Восток в поисках лучшей доли и свободной земли. Богатейшей тайги с ее дарами и землей для пашен и огородов было вдоволь. Свобода - понятие относительное. Безвластие сопровождалось страхом, лишениями и многими смертями до, во время и после гражданской войны.

Переселенцы поначалу рыли землянки и делали шалаши. Одновременно рубили хаты с соломенными крышами. Одевались в домотканую одежду. За лошадьми, семенами и орудиями труда по глухой тайге отправлялись в Гродеково. Уже в 1911 году открылась школа, в ней же разместилась православная церковь. Люди недолго радовались раздолью.

Последняя из основательниц (родилась в этих местах в числе первых) Дворянки Анна Семеновна Муруг умерла несколько лет назад, но успела оставить короткое воспоминание о тех годах. «Очень часто нормальную жизнь нарушали своими набегами из-за границы (как таковой ее не было до середины 20-х годов прошлого века. - Ред.) хунхузы. Они угоняли лошадей, опустошали дома, убивали домашний скот. Об их приближении сторожевые предупреждали кострами на вершине ближайшей сопки. Жители прятались в тайге. Полностью пресечь набеги удалось лишь советским пограничникам при поддержке бывших красных партизан».

Октябрьскую революцию здесь даже не заметили, да и узнали о ней уже зимой. А вот ее последствия приходится расхлебывать до сих пор. Настоящей напастью были и белые с красными в гражданскую войну. Отряды Семенова,  Калмыкова, местные уссурийские казаки, да и просто контрабандисты считали приграничную территорию своей вотчиной. В Дворянке белогвардейцы останавливались на ночлег и отдых. Требовали от местных жителей крова, еды, здоровых лошадей. Были гонения на семьи партизан. Примерно так же вели себя и участники красного партизанского движения.

Сейчас о том смутном времени напоминает обелиск в центре таежного поселения - памятник погибшему в бою с белыми в 1921 году партизану Андрею Сидельникову. В честь героя названа и центральная улица.

На границе тучи ходят хмуро

Нина Майборода прожила в селе 71 год. Ее мама также родилась в Дворянке, а папа появился на свет еще по пути на Дальний Восток.

Вначале деревня жила очень зажиточно. Деда Нины Моисеевны даже раскулачили и отправили… в Сибирь, в Омск. Пока граница была прозрачной, жители ходили в Китай за промышленными товарами, заказывали китаянкам шитье. А одна молодая женщина сбежала с китайцем на ту сторону. Все бы ничего, но она бросила маленького ребенка. Соседи пытались выходить малыша, но тот все равно умер от истощения.

С середины 30-х годов государственная граница наконец стала похожа на настоящую. Были созданы партийная и комсомольская организации. Отец нынешней старожилки еще до Великой Отечественной войны окончил специальные курсы в Благовещенске и негласно работал в разведке. В деревне он временно селил китайцев, отправлял их на ту сторону с различными заданиями, получал от них донесения, по которым составлял сводки для командования погранотряда. Форму снял только после окончания второй мировой.

На фронт ушло почти все мужское население. Не все вернулись домой живыми. Управлять тракторами пришлось женщинам и детям. Непосредственно Дворянку война затронула в августе 45-го. Отсюда разворачивал свое наступление в глубь Китая один из стрелковых батальонов.

Вначале вероятным противником были японцы в Маньчжурии, позднее испортились отношения с маоистским Китаем. До сих пор взрослые жители с подозрением смотрят на незнакомых людей, а на вопросы о границе категорически отказываются отвечать.

Дворяниновы в Дворянке

Откуда же такое необычное название у полностью крестьянского села? Точного ответа нет ни у местных жителей, ни у историков, ни у руководителей муниципального образования. Есть версии, что в числе основателей были дворяне, что по соседству на заимке жил человек с такой фамилией, что название произошло от слова «дворы».

Зато нам удалось найти на окраине деревни семью Дворяниновых. Они обосновались здесь всего лишь в 1974 году, переехав с Урала. У 76-летней Лидии Степановны под одной крышей живут дочь, внучки и правнуки. В день нашего посещения в хате велась побелка, люди готовились к долгой зиме. Семья живет на пенсии старших женщин и пособия по безработице младших, а также огородом и дарами тайги.

Крестьянская семья Дворяниновых

Проблема безработицы в Дворянке стоит остро. С 1928 по 1961 год существовал колхоз, который поочередно носил имя 58-го погранотряда и Михаила Калинина. Потом его преобразовали в отделение Комиссаровского мясо-молочного совхоза. Это был самый расцвет села: пять пасек, в каждом дворе коровы, свиньи, овцы, птица, полным-полно техники, молотилка…

А уж после перестройки и вовсе ничего не осталось.

- Поочередно закрылись детский сад, начальная школа, остался только один клуб, - сетует учительница начальных классов Татьяна Муруг. - Чем же тогда живут люди? Если не считать нескольких селян, работающих механизаторами в Комиссарово, учителя, клубного и почтового специалистов, то остальные «кормятся» с тайги и частных подворий. Но ведь в селе живут 132 человека, из них только четверть малышей и школьников.

Без сомнения, для некоторых единственным средством для существования является дикорастущая маньчжурская конопля. В округе сотни делян и тысячи гектаров. Но если для местных это способ выжить, то для приезжих из Камень-Рыболова, Уссурийска и Владивостока - бизнес на смерти. Приезжие скупают в Дворянке пустующие дома, приобретают хороший транспорт и лошадей. У них имеются высокопоставленные покровители и осведомители в правоохранительных органах. Поймать наркобаронов за руку крайне сложно. При первой же опасности они прячутся в тайге, где, как известно, прокурором является медведь.

Молодежь Дворянки, как только предоставляется шанс, уезжает из этих мест. Люди говорят, что просто нет хорошего хозяина, каких было с избытком при царском режиме. Земли пустуют, хотя здесь можно успешно заниматься животноводством и растениеводством.

И напоследок хорошая новость. В клуб завезли новенький музыкальный центр из Комиссарово - для подростков возобновятся дискотеки.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»