На уровне уголовного преступления
Старая истина: близкий сосед важнее и дороже дальнего родственника. В бытовых отношениях это абсолютно бесспорно. Да и в межгосударственных тоже оказывается чрезвычайно важно.
Старая истина: близкий сосед важнее и дороже дальнего родственника. В бытовых отношениях это абсолютно бесспорно. Да и в межгосударственных тоже оказывается чрезвычайно важно.
Когда в середине 90-х прошлого века отечественная промышленность легла на бок, едва ли не 90 процентов жителей Приморья одевались с китайских рынков и ели продукты, завезенные из Китая. Спасибо соседу – он, конечно, и сам заработал хорошо, но и нам помереть не дал. Из той же области – автомобильная ситуация. Везти на Дальний Восток машину из Европы - значит заплатить двойную цену (за перевозку); благо Япония рядом – не дает нам безлошадными остаться.
Примеры эти, может быть, не совсем корректные, но показательные.
А уж совсем характерным для нашего весьма специфического региона является конечно же сотрудничество на море. Любой визит во Владивосток иностранных военных моряков заканчивается совместными учениями по спасению терпящих бедствие; то же происходит и во время походов наших моряков с официальными визитами. Сказать, что такие отношения – когда соседи немедленно готовы прийти на помощь – чрезвычайно важны, значит, не сказать ничего. Потому что море – это в первую очередь стихия, а наработки учений, к сожалению, слишком часто в последнее время приходится применять на практике.
…Когда чуть больше года назад на морском дне у Петропавловска-Камчатского «завис» наш батискаф с людьми, выяснилось, что пришло время кричать: «Помогите!». Тяжелый самолет с английскими спасателями «упал» на бетонку в Елизово меньше чем через сутки. Следом – один за другим - сели три борта с американцами; к слову, без их технической поддержки англичане бы не справились. Японцы погнали вверх вдоль Курильской цепочки свой спасатель от берегов Хоккайдо на форсаже, т. е выжимая из машины все что можно, и в результате спалили двигатель. Но железо в таких ситуациях – не в счет; главное, что люди остались живы.
Эта история, в которой ярко проявилось международное сотрудничество, живо вспомнилась на минувшей неделе, когда шла операция по спасению наших моряков с затонувшего лесовоза «Синегорье». Как известно, первыми в район кораблекрушения подошли суда под панамским и израильским флагами. Однако очень быстро им на смену пришли профессиональные спасатели из Республики Корея. Характерная деталь, о которой «В» уже рассказывал: шторм, сгубивший «Синегорье», нанес сильнейший урон и южнокорейской провинции Канвон-до – расшиб о причалы десятки рыбацких судов, порушил линии электропередачи, сотни людей были эвакуированы из затопленных прибрежных поселков. Самим, казалось бы, впору спасаться. Но уже наутро после вечернего сигнала SOS корабли южнокорейской береговой охраны уваливались среди волн в заданном квадрате, а, как только погода чуть-чуть улучшилась, в воздухе моментально повисли поисковые самолеты и вертолеты.
Так продолжалось неделю. За это время корейцы сумели отыскать и спасти 11 человек.
Спасательная операция – всегда немножко лотерея. Задним числом может показаться – возьми патрульный самолет на несколько километров влево или вправо, сделай корабль береговой охраны еще несколько галсов за пределами поискового квадрата – и, может быть, очередной оранжевый гидрокостюм был бы замечен среди волн. Но «бы» не считается, и, положа руку на сердце, мы должны признать, что береговая охрана Республики Корея сделала все, что было в ее силах. В таких случаях, как говорится, положено снимать шляпу. Думаю даже, что было бы вполне разумно и по-человечески, если бы краевая власть – в первую очередь, наверное, Законодательное собрание Приморья – направила бы благодарственное письмо южнокорейским спасателям. Кстати, президент России Владимир Путин именно так уже и поступил. Встречаясь с руководителем южнокорейского МИДа Пан Ги Муном, Путин выразил свою благодарность, а затем подчеркнул: «Именно так должны поступать добрые соседи».
Но на этом фоне, как заноза, не дает покоя другая мысль: а где были другие наши соседи, из КНДР? Выставили ли они на поиски погибающих моряков хоть один корабль, подняли ли в воздух хоть одну авиационную единицу? Оперативно ли решали вопрос с допуском в свою зону спасателей из других стран? Ведь пример Южной Кореи, которая никого не пустила в свою зону, но сама сделала максимум возможного, весьма показателен. Так что же КНДР? На все вопросы ответ один: нет.
Да, конечно, - лотерея. Но я не могу отделаться от мысли, что если бы Северная Корея приняла в спасательной операции адекватное участие, то спасенных могло бы быть не 11, а больше. И в последние дни с воды поднимали бы не только трупы. И у властей страны, расположенной к югу от Тумангана, было бы моральное право сказать: мы сделали все, что было в наших силах.
Убежден: сейчас у них такого права нет.
Согласно действующему Уголовному кодексу РФ «Неоказание помощи» и «Оставление в опасности» являются уголовно наказуемым преступлением. В КНДР такой статьи, очевидно, не водится.
Правда, кроме Уголовного кодекса есть еще такие понятия, как мораль, общественное мнение и т. д. Но на этом уровне рассматривать действия Северной Кореи, похоже, вообще бессмысленно. Если в государстве к людям относятся как к траве (эти помрут – новые вырастут), то любые рассуждения о гуманизме и общечеловеческих ценностях оказываются неприемлемыми.
…Вот же послал господь соседушку!
То, не моргнув глазом, ракетами в нашу сторону пульнет. То ядерные испытания у самой границы проводить затеет. То демонстративно сделает вид, что не знает о существовании никаких международных конвенций, регулирующих спасение человеческой жизни на море. Такое ощущение, что в вакууме живут ребята и глубоко им наплевать на общежитие под названием «земной шар».
На коммунальной кухне всегда знали, что с такими делать. В межгосударственных отношениях это значительно сложнее. Тем более если старательно прятать голову под крыло и делать вид, что «соседские ребята» просто балуются.
Потом будет поздно.
Автор: Андрей ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»