Автомобиль - не роскошь, а средство выдвижения!

Прошедшие 8 октября выборы в Законодательное собрание Приморского края имели в том числе и автомобильное измерение...

27 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2040 от 27 окт. 2006

Прошедшие 8 октября выборы в Законодательное собрание Приморского края имели в том числе и автомобильное измерение.

В условиях хронической усталости избирателей от надоевших лозунгов и обещаний единственной безусловной ценностью для Приморья остался пресловутый правый руль, а вернее – недорогой подержанный японский автомобиль. Поэтому редкий политик, агитируя приморцев, не добавлял к привычному право-лево-центристскому компоту из экономического развития, социального обеспечения, эффективной армии и сильного государства изюминку в виде обещаний и дальше отстаивать наши с вами кровные автомобильные интересы. Непонятно, кто в таком случае строит регулярные козни правому рулю; складывается впечатление, что московские партбоссы все как один мечтают приехать на «Зеленку» и купить вместо опостылевших «Ауди» и «Мерседесов» подержанный японский автомобиль, но, видимо, Заратустра не позволяет…

Одним из первых праворульного конька оседлал руководитель партии «Патриоты России» Геннадий Семигин, который, прибыв во Владивосток, с ходу пообещал приложить все усилия к тому, чтобы вообще отменить для приморцев пошлины на ввоз подержанных «японок». Не отстала Либерально-демократическая партия России, одним из фирменных инструментов лидера которой является тотальный популизм: еще летом Владимир Жириновский обещал приехать во Владивосток, лично растаможить здесь машину и перегнать ее хотя бы до Хабаровска. Визит Владимира Вольфовича сорвала (по официальной версии) работа над бюджетом. Но в агитационных материалах приморского отделения ЛДПР Жириновский подтвердил свое намерение в ближайшее время посетить Владивосток, и «связана эта поездка будет с поддержкой ряда инициатив, с которыми выступило региональное отделение нашей партии… Эти инициативы близки и понятны приморцам. Это введение моратория на повышение пошлин на ввоз подержанных японских автомобилей и законодательное признание правого руля». Что же касается растаможки, то счастливую идею на лету подхватил Сергей Бабурин - лидер партии «Народная воля». Как говорят, ему удалось-таки пройти все процедуры и получить вожделенный паспорт транспортного средства.

Народно-патриотические силы здесь не одиноки. Так, сайт приморского «Яблока» накануне выборов украсился лозунгом «Григорий Явлинский, лидер партии «ЯБЛОКО»: «МЫ ЗА ПРАВЫЙ РУЛЬ!» (и то верно, не за левый же высказываться адептам праволиберальных ценностей). Что касается вездесущей «Единой России», то тут все сложнее. Когда дальневосточные таможенники сочиняли «мини-каталоги», тогдашний лидер приморских единороссов Юрий Попов активно действовал по другую сторону баррикад – заодно с возмущенными автомобилистами. Бок о бок с ним был замечен и другой видный активист «партии власти» - депутат Думы Владивостока Игорь Чемерис. А вот один из их московских товарищей, первый вице-спикер Госдумы и первый же замруководителя фракции «ЕР» Олег Морозов, не раз допускал прямо противоположные высказывания.

Зато приморский Морозов – Николай, теперь уже бывший депутат Законодательного собрания, решительно открестился от своего однофамильца. Николая Александровича сложно отнести к какой-либо одной партии: не так давно он возглавлял приморское отделение СПС, в Законодательном собрании вступил во фракцию «Единой России», а на выборы 8 октября шел уже от «Свободы и народовластия». Зато позиция Морозова по правому рулю остается завидно неизменной. «Благодаря нашей жесткой позиции, ультиматумам Госдуме и правительству несколько лет удавалось не допустить запрета правого руля и повышения пошлин на иномарки. И неплохо бы вспомнить давнишнее предложение – пересадить на отечественные автомобили самих чиновников, чтобы те своим задом чувствовали дороги российские», - заявил Николай Морозов в одном из предвыборных интервью.

Непредсказуемо повел себя лишь несгибаемый лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Прибыв в середине сентября во Владивосток, он сделал удивительно смелое заявление о необходимости запрета правого руля. Можно, конечно, понимать это как последовательное отстаивание левых идей, но нам кажется, что Геннадий Андреевич либо оговорился, либо просто слабо подготовился к поездке на Дальний Восток: слышал, что там спорят о руле, а в чем дело – так и не разобрался. Потому что лидеру партии накануне выборов делать во Владивостоке подобные заявления – все равно что плевать против ветра.

Но лидеры лидерами, а на выборах 8 октября попробовали свои силы и двое чисто приморских активистов от автомобилизма. Мы имеем в виду Владимира Литвинова, выдвигавшегося по списку «Яблока», и Дмитрия Пенязя, самостоятельно выставившего свою кандидатуру по одному из владивостокских одномандатных округов. Литвинов – руководитель приморской правозащитной организации «Свобода выбора», родившейся 19 мая 2005 года, когда российское правительство в очередной раз пыталось удушить любителей правого руля; Пенязь, крупный импортер машин, возглавляет недавно созданное «Общество защиты автопродавцов Приморского края». Разница между этими двумя организациями в том, что «Общество защиты», как следует из самого названия, в основном представляет интересы бизнеса, а «Свобода выбора» позиционирует себя в качестве движения народного и не зацикленного на сугубо автомобильных проблемах.

Ни Владимиру Литвинову, ни Дмитрию Пенязю стать депутатами не удалось: первый выбрал партию, не пользующуюся сегодня широкой поддержкой приморцев, а второму в округе № 4 пришлось соперничать с весьма раскрученными фигурами - депутатами ЗС Александром Передня и Николаем Морозовым, депутатами Думы Владивостока Игорем Чемерисом и Валерием Королюком. Но прецедент создан: автомобильная общественность уже пытается стать фактором политической жизни Приморья. Лиха беда начало…

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»