День Приморья с президентом
В среду Владимир Путин в пятый раз (а не в шестой, как сообщили некоторые СМИ: 2004 год президент по неизвестным причинам пропустил) провел «Прямую линию» с гражданами РФ. Накануне вопросы президенту шли по Интернету и телефонам, а в среду можно было обратиться к нему и в прямом эфире.
В среду Владимир Путин в пятый раз (а не в шестой, как сообщили некоторые СМИ: 2004 год президент по неизвестным причинам пропустил) провел «Прямую линию» с гражданами РФ. Накануне вопросы президенту шли по Интернету и телефонам, а в среду можно было обратиться к нему и в прямом эфире. Телемосты наладили в Находке, Иркутске, Кондопоге, селе Подгородняя Покровка Оренбургской области, Набережных Челнах, Каспийске, Твери, Брянске, Балтийске, а также в украинском Севастополе, где служат наши моряки.
25 октября, когда проходила «линия», отмечался День Приморского края (не путать с 20 октября - днем образования Приморского края). Но от намеков, что начало «Прямой линии» с приморской Находки - подарок к этому дню, мы воздержимся. Ведь право первого вопроса отдается Дальнему Востоку каждый раз. Не стоит, впрочем, и в этом искать особый смысл. Все дело в часовых поясах: если бы линия начиналась, скажем, с Питера, в ожидании своей очереди дальневосточники могли бы уснуть.
С 2001-го по 2005-й первый вопрос Путину задавался из Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Южно-Сахалинска, на этот раз повезло Находке (хотя вообще-то на Дальнем Востоке помимо Приморья, Хабаровского края и Сахалинской области имеются еще целых семь субъектов федерации). На главной площади Находки установили передвижную телестанцию и экран, а движение по центру за час до начала сеанса перекрыли.
Находкинцам удалось «глаза в глаза» задать президенту три вопроса, которые были вполне предсказуемы - о строительстве дороги Чита - Хабаровск, о нефтепроводе Тайшет - Козьмино и связанных с ним экологических вопросах, о ядерной программе КНДР. Несколько позже до Путина дозвонилась из Кавалерово замредактора газеты «Северное Приморье» Елена Иович с вопросом о заказных убийствах, имея в виду в том числе Дальнегорск.
Чукотка - это наша Япония
Первым гражданином РФ, задавшим вопрос президенту, стал водитель из Находки Владимир Лушпай: «…Я с удовольствием бы съездил из Находки в Казахстан на своей автомашине, но нет дороги - нет единого государства… Когда будет дорога?». Имелся в виду, конечно, участок Чита - Хабаровск. Президент начал с иносказаний: «Японию все называют Страной восходящего солнца…, но еще восточнее находится Новая Зеландия, а восточнее Новой Зеландии - наша Чукотка. Так что если быть точным, то Страна восходящего солнца - это Россия», а по существу заявил следующее: «Ваша трасса - Чита - Хабаровск… На первом этапе, до 2007 года, до конца следующего года, дорога должна быть построена в черновом варианте…, так называемое черное гравийное покрытие. И к 2010 году это должно быть в асфальте… В целом мы увеличиваем средства на дорожное строительство». О том, как перед президентскими выборами 2004 года он лично торжественно открывал эту самую трассу Чита - Хабаровск, Владимир Владимирович вспоминать не стал. И правда, зачем?
Президент экологического фонда «Надежда» Елена Милованова поделилась как президент с президентом: «У российских нефтяных и газовых компаний не все в порядке с экологией… Кто же будет нести ответственность за природу, наше главное богатство?». Владимир Владимирович пообещал сохранить Байкал и выразил надежду, что «экологические службы при поддержке (думаю, что здесь мы все союзники) неправительственных экологических организаций будут тщательно следить за соблюдением действующего законодательства».
К ответу на третий вопрос находкинцев прислушивались явно не только в России. Виктор Бухальский был лаконичен и категоричен: «Совсем недавно над Северной Кореей испытали ядерное оружие. Это рядом с нами. Нам это не нравится. Что сейчас будем делать?».
- Мы считаем, что эти действия недопустимые, - заявил президент. - И не только потому, что это наносит ущерб нашим отношениям с Северной Кореей, не только потому, что испытания проходят в непосредственной близости от нашей границы: это всего 177 километров. Хорошо, роза ветров там такая, что все дует в океан, не на нашу территорию. Мы следили и будем самым тщательным образом следить за экологической обстановкой. И у нас достаточно для этого средств, национальных средств контроля. Но, разумеется, мы вместе должны понять, почему это произошло. Думаю, что одна из причин заключается в том, что не все участники переговорного процесса смогли найти верную тональность ведения этих переговоров.
Никогда не нужно загонять ситуацию в тупик. Никогда не нужно одну из договаривающихся сторон ставить в такое положение, из которого у нее практически нет выхода, кроме одного - обострения ситуации. И выход из сложившейся ситуации заключается в том, чтобы вернуться в шестисторонний формат переговоров: это Россия, КНР, другие страны, включая США, - и конечно же КНДР. Мы слышим, что сегодня оттуда есть сигнал о том, что страна готова вернуться в переговорный процесс при обеспечении ее национальных интересов, связанных с безопасностью и развитием мирного атома. Полагаю, что при доброй воле всех участников этого процесса выход может быть найден.
Кто дал слово «КамАЗу»?
Отвечая на вопрос Елены Иович из Кавалерово («В Москве убивают таких известных людей, как Андрей Козлов, Анна Политковская. Неделю назад в соседнем с нами Дальнегорске средь бела дня застрелили кандидата в мэры города… Такое чувство, что мы сейчас вернулись в начало 90-х… Как дальше жить будем?»), президент сообщил, что количество заказных убийств в стране сокращается, но заверил, что «обязанность государства - довести любое расследование подобного рода до конца».
Как и прежде, президент уделил внимание проблемам импорта подержанных автомобилей и цен на горючее. Интересно, что в прошлом году оба эти вопроса задавали сахалинцы, а теперь - жители Набережных Челнов (Татарстан). Но если по второму вопросу дальневосточники и приволжцы солидарны, то по первому, как говорится, «своя машина ближе к телу»: Приволжский федеральный округ - центр российского автомобилестроения. Соответствующим оказался и вопрос рабочего «КамАЗа» Владимира Карабцева: «Не пора ли вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники, не превращать Россию в свалку этой техники, а ездить на своих дешевых и конкурентоспособных (а разве такие есть? - В. А.) автомобилях?».
Президент охладил рабочего: мол, «в нашей стране достаточно много людей, которые возражают против принятия заградительных мер по завозу в Россию автомобилей импортного производства, прежде всего подержанных… Полностью, считаю, неправильно запрещать, потому что надо дать возможность гражданам все-таки приобретать тот транспорт, который они в состоянии купить исходя из своей покупательной способности». Вместе с тем, и это уже тревожная новость, «приняты решения, согласно которым… эти пошлины будут дальше повышаться (а как же планы по вступлению в ВТО? - В. А.)».
Но если здесь Приморье только подразумевалось, то в ответе Путина на вопрос дагестанца Сабира Алхасова о безработице и программе возвращения в Россию соотечественников прозвучало прямо: «Речь идет о том, чтобы вернуть… наших соотечественников… именно в те регионы, где не хватает рабочей силы… Это прежде всего пограничные регионы - Приморский край, Хабаровский край».
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»