Приморские коровы борются с конкурентами не числом, а умением
Коров стало меньше, а молока - больше. Парадокс вроде бы. Но он объясним. Вот как комментирует этот факт начальник сельхозуправления Пожарского района Федор Назим:
Коров стало меньше, а молока - больше. Парадокс вроде бы. Но он объясним. Вот как комментирует этот факт начальник сельхозуправления Пожарского района Федор Назим:
- За последние 5-7 лет стадо на сельхозпредприятиях района сократилось почти в 4 раза. Сейчас мы имеем около 900 коров - еще 7-8 лет тому назад примерно столько было в каждом из 4 тогдашних совхозов. Дальнейшее сокращение поголовья вроде бы остановилось, в дойном стаде остались наиболее продуктивные животные. Да и лето оказалось удачным - надои поднялись до 8-9 литров от каждой коровы. Такого мы уже давно не помним.
И все же спрос на молоко и продукцию из него в Лучегорске, поселке шахтеров и энергетиков с почти 25-тысячным населением, удовлетворяется главным образом за счет продукции привозной: из Лесозаводска, Дальнереченска, Бикина и даже Комсомольска-на-Амуре. Практически ежедневно в магазинах поселка можно купить в пакетах молоко, сметану, ряженку, йогурт и даже в мелкой расфасовке свежайшее сливочное масло, привезенные сюда из других районов. А вот молоко и молокопродукты, вырабатываемые местным молокозаводом, продают без особого успеха - они почему-то дороже привозных. Оказывается, все дело в энерготарифах и объемах производственных мощностей. Например, на сельхозпред-
приятиях в Курском (Лесозаводск) или Сальском (Дальнереченск), где имеются собственные мини-молокозаводы, себестоимость продукции оказывается почти в 2 раза ниже той, что вырабатывается на таком головном молокозаводе, как в Лучегорске: расход электроэнергии здесь почти одинаков при переработке одной наличной или 30 расчетных тонн сырого молока. А в Хабаровском крае и энерготариф подешевле. Вот и весь секрет. Поэтому и берет население привозное молоко нарасхват по 4200 рублей за литр или у бабушек-теток за 5000, торгующих домашним молоком во всех людных местах поселка. А молоко с местного молокозавода по цене частника уходит главным образом оптовикам - в больницы, столовые, детские сады.
Со сторонними продавцами молока в Лучегорске пока может конкурировать только сельхозпредприятие из села Нагорного, что в 12 км от райцентра и принадлежит Приморской ГРЭС. Здесь тоже есть собственный мини-молокозавод, часть затрат на производство молокопродукции тоже перекрывает электростанция. У животноводов из Нагорного приличная зарплата (по некоторым свидетельствам, свыше 4-5 миллионов в месяц), поэтому люди “зубами” держатся за работу. Головной молокозавод покупает молоко у сельхозпредприятий по 1400 рублей (еще примерно на столько хозяйства в первом полугодии дотировались за счет бюджета). И здесь нагорненцы сумели перебежать дорожку оптовикам: заключили договор с сельхозпредприятием в селе Пожарском и теперь скупают у него молоко по 3000 за литр. Переработанное в Нагорном молоко идет в торговую сеть и общепит на Приморской ГРЭС, а излишки - почти полная автоцистерна (в Нагорном и самые высокие по району надои молока) - с завидной регулярностью и в одно и то же время продаются на разлив в самом центре поселка всем желающим и всего за 3500.
Собственно, о проблемах животноводства мы совершенно не думаем, когда молоко покупаем: уже то благо, что оно есть в достатке. А если в магазине не успеешь, то у частника купишь: чуть дороже, но все же качеством получше. А иногда даже парное можно взять и часов в 10 вечера - если, конечно, у знакомого. Можно и козье молоко купить - по 6-7 тысяч за литр. Отличное, скажу я вам, это молочко. Мой четырехлетний внук, например, пивший его почти все лето, однажды даже собственную маму, привезшую ему из города баночку сливок другой расфасовки, заставил несколько сконфузиться. Попробовал он эти сливки и сказал:
- Нет, я такое плохое молоко не пью...
А устами младенца, как говорится, глаголет истина.
Автор: Виктор ХОЛЕНКО, “Владивосток”