Мама не отмоет “Раму”. А на масло уже кредиты нужны

Пили с Морозовыми чай. “Берите масло”, - Валентин пододвинул баночку с дежурной “Рамой”. Но в баночке оказался не чешский маргарин, что уже несколько лет рекламируют, как “ну прямо очень похожий на масло”. В иностранной коробочке было простое крестьянское масло, самодельное, ни по цвету, ни по вкусу “фирму” не напоминающее. И поверьте, намного вкуснее. Наталья и Валентин Морозовы из села Зеркального Кавалеровского района масло в магазине не покупают.

22 авг. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №204 от 22 авг. 1997

Пили с Морозовыми чай. “Берите масло”, - Валентин пододвинул баночку с дежурной “Рамой”. Но в баночке оказался не чешский маргарин, что уже несколько лет рекламируют, как “ну прямо очень похожий на масло”. В иностранной коробочке было простое крестьянское масло, самодельное, ни по цвету, ни по вкусу “фирму” не напоминающее. И поверьте, намного вкуснее. Наталья и Валентин Морозовы из села Зеркального Кавалеровского района масло в магазине не покупают.

Они в Приморье приехали из Белоруссии в 1984 году. Подруга Натальи написала, как здесь красиво, какая природа, море рядом. То, что красиво, Морозовы оценили сразу. А теперь о том, как живут эти люди и, главное, как могли бы жить.

Валентин трудился в совхозе,вместе с женой много сил отдавали личному подворью. Главными в хозяйстве были коровы. И перестроечные времена в принципе их не сильно напугали. Свое фермерское хозяйство организовать? Нет проблем: руки, голова на месте, умение есть, желания трудиться - сколько угодно. И задел есть, не с нуля начинать - вон они, буренки.

Тогда, 6 лет назад, в этом личном хозяйстве было 6 дойных коров - только дойных. А еще телки, бычки. Свиньи и куры - это уже так, добавка к общей картине. По самым скромным подсчетам, Морозовы кормили молоком 30-40 семей: 80 литров отличного молока в день - это серьезно.

Наталья и сметану делала, и творог. Чтоб продать - надо было помотаться, это ведь не 2 банки с молоком на базар вынести. Продавали свою продукцию и в Кавалерово, и в Дальнегорске. Хорошо, что транспорт свой, а то было бы как у многих, которым в селе молоко девать некуда.

Было время, когда продукцию на молокозавод сдавали, в село за ним специальные машины приезжали. Но это все было. Теперь этого нет. А своевременная реализация по-прежнему остается делом очень важным: не будет ее - не будет кормов, не купишь бензина, не накормишь семью, не отправишь дочку в школу... Словом, нужны деньги, и нужны не только для того, чтобы прокормиться, а чтобы крестьянское хозяйство работало нормально, чтобы развивалось.

Деньги нужны? Значит, разговор дальше пойдет о кредитах. И поехал Морозов за кредитом. Ну и...

Во-первых, гарантии затребовали - подо что деньги давать? Так ведь под коров - вон они, живы-здоровы. Нет, не так, оказывается. Нужны справки, что коровы эти застрахованы. Но только, чтобы скотину застраховать, тоже деньги нужны, и немалые. Замкнулся круг. Во-вторых, кредиты крестьянину предложили под такие проценты (то 60, то чуть не 100), что брать их стало ему и страшно, и стыдно. Страшно за себя, а стыдно...

В общем, не получили Морозовы никакого кредита. Сами, без посторонней помощи купили трактор, плуг, доильный аппарат. Трактор - это хорошо, но чтобы была от него весомая отдача, нужно самое разнообразное навесное оборудование, которое стоит дорого. Нет на него в хозяйстве денег. Значит, трактор можно только на вспашке использовать. А дальше? Нельзя вдвоем обработать 2-3 гектара картофеля, нельзя без техники и выкопать его...

Кстати, о гектарах. Это тоже проблема. Давайте возьмем корову и попробуем ее прокормить с этих трех гектаров. Ей на одном гектаре трудно будет вволю попастись, а со второго разве накосишь сена на зиму? Остается еще третий, да на нем столько всего посадить надо! 3 гектара - это не дача (много), и далеко не фермерское хозяйство (очень мало). А больше нет. А был бы кредит да земли побольше, мечтает Морозов, он развел бы коров 15, не меньше... Он считает, что если во дворе 5 буренок - это не фермерство. Если уж заниматься личным хозяйством, то надо это делать всерьез.

Сегодня у Морозовых 2 коровы, большая телка, 2 бычка. Вот эти 2 коровы и себя, и семью кормят. Их Наталья сама вырастила, не жалела молока на выпойку телят, а когда те стали первотелками, не ленилась 6 раз в сутки подоить. Она считает, что плохих коров не бывает, просто делать их хорошими надо с раннего возраста. Вот и сделала.

К чему я это? А к тому, что смотреть надо, кому кредиты давать. Но вот таким-то семьям надо! Не верится, что так и не заработает в полную силу Кавалеровский молокозавод, что не возникнет нормальная стабильная потребность в молоке и во всем том, что из него делают. И не где-нибудь, а у нас в районе. И вдруг тогда молока хватать не будет? А корову в один момент на потребу не вырастишь...

Умеет наше государство денежки считать, налоги взимать, этого у него не отнимешь. Может, и правильно делает, но интересно получается: дать - трудно, а вот взять - запросто. Поехали Морозовы мясо продавать. У себя в Зеркальном надо ветврачу за справку, что скотина не болела и так далее, заплатить 15 тысяч рублей. На кавалеровском рынке за то же мясо опять ветврачу заплатить, но уже 25 тысяч. За весы - 3 тысячи. А за холодильник на ночь - уже 10 тысяч. Совсем забыл: еще 3 тысячи ежемесячно платили в Зеркальном за подтверждение хорошего качества молока. А вот продать Морозовым бензин со скидкой, как фермерам, или корма по льготным ценам - так нет такого закона...

Недавно Морозовы отправили свою дочку к родственникам в Белоруссию - учиться на юриста. Не от хорошей жизни, просто подсчитали: там намного дешевле. А здесь им учебу не вытянуть. Я подумал: может, не по-государственному, но по мне пусть кто угодно уезжает, только не крестьяне. Мало их у нас осталось. А масло “от Морозова” во сто крат лучше, чем пресловутая “Рама”.

Автор: Анатолий БОНДАРЕНКО, специально для “В”