Дом для Будды

Для того, чтобы обнаружить эту сенсационную находку, археологам не нужно было вести сложные раскопки. Достаточно оказалось свежего, внимательного взгляда на старую каменную плиту, испещренную иероглифами, которая лежала на виду у всех не один десяток лет.

25 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2038 от 25 окт. 2006

Для того, чтобы обнаружить эту сенсационную находку, археологам не нужно было вести сложные раскопки. Достаточно оказалось свежего, внимательного взгляда на старую каменную плиту, испещренную  иероглифами, которая лежала на виду у всех не один десяток лет. 

Вот уже почти полвека она жарится под солнцем, мокнет под дождем и мерзнет под снегом на территории детского загородного оздоровительного лагеря «Юность», принадлежащего компании «Приморскуголь». Лагерь расположен в бухте Муравьиная, или, как ее привыкли называть по-старому, в Малой Тавайзе. А вообще, как выяснилось, этот раритет находится здесь уже более ста лет. Об этом сообщается в его письменах: «… в 1894 году на этом месте к востоку от Хай Шин Вэй велись строительные работы, …прибыл человек, чтобы совершить жертвоприношение, от столицы… за 10 тысяч ли…».

Но обо всем по порядку. О необычной плите сообщили сначала артемовскому краеведу Валентину Ковальчуку, давнему другу газеты “Владивосток”, он, в свою очередь, позвонил в редакцию.

На место события отправилась небольшая экспедиция, в состав которой вошли ученые-историки, краеведы, лама Баир Очиров и корреспондент «В».

Ворота в лагерь были закрыты, жаркий летний сезон давно завершился. Пока один из мужчин отправился на поиски сторожа, оставшиеся с восторгом любовались живописной бухтой в обрамлении разноцветных осенних сопок.

- Вообще по буддийским канонам это место идеально  подходит для размещения  храма, - сказал лама Баир Очиров. -  За «спиной» - гора, впереди - вода и большое открытое пространство.

Наконец ворота открыли. Спустя несколько минут мы увидели то, ради чего отправились в дальнюю бухту на побережье Уссурийского залива. Стела - так по науке называется эта  каменная, слегка суженная  у основания плита (ее высота - около 170 см, ширина - почти 70, толщина - 22) - лежала на земле, недалеко от одного из деревянных корпусов. На ней ярко выделялись желтые разводы краски, наляпанные поверх красной, - кто-то из современных обитателей «Юности», видимо, захотел  приукрасить старую «каменюгу». Сквозь «косметику» проступали 11 длинных столбиков иероглифов,  которые неплохо сохранились, за исключением нескольких нижних строк. Ученые тут же достали белую плотную бумагу, копировальные листы, карандаш, чтобы сделать эстамп подручными средствами.

У «китайской плиты»

Письмена из позапрошлого века

- Такие стелы обычно устанавливали рядом с храмом, - рассказывает Александр Ивлиев, кандидат исторических наук, заведующий сектором средневековой археологии  Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН . - В них описывалась история создания культового сооружения.  После первого беглого осмотра стелы можно сказать, что строительство храма началось 112 лет назад. После того как нам, троим мужчинам, с трудом удалось поднять плиту, на обороте удалось прочитать еще одну надпись: «Защити страну, спаси народ».

Пока ученые-историки внимательно осматривали находку, сторож Андрей Корниенко поведал о том, что рассказывал о храме его отец - Василий Кириллович, который вырос в этих краях: сначала работал лесником, потом мастером по обжигу извести, когда здесь размещался известковый завод.  

А. Корниенко: На этом фундаменте стоял храм

Так мог выглядеть храм на Тавайзе. Это реконструкция средневекового Абрикосового храма, обнаруженного в Приморье

Небольшой по размеру храм с красными колоннами и черепичной крышей стоял на фундаменте из тесаных камней (сейчас здесь находится корпус № 4), рядом высилась стела. Позже, когда храм снесли и построили новый дом, здесь поселились директор и бухгалтер известкового завода. Потом в этих местах жили корейцы, пока их не выселили в Казахстан. Недалеко в тайге и сейчас можно увидеть остатки жилищ, орудия труда. А не так давно приезжал пожилой кореец с дочерью, чтобы показать ей места, где она родилась. Вот такая история.

Но, пожалуй, самое большое впечатление на собравшихся произвела сутра сердца - молитва, которую читал нараспев лама Баир. Казалось, даже ветерок стих и ее звуки поднимались к самому небу. Как пояснил лама, эта молитва  сродни нашей утренней.

- На территории Приморья найдены семь средневековых буддийских храмов, датированных VII-Х веком, - говорит Надежда Артемьева, кандидат исторических наук, заведующая отделом средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока  ДВО РАН. - Так, один из них обнаружил в 1962 году у села Кроуновка Эрнст Шевкунов, а самый    большой на сегодняшний день раскопали в Краскинском городище. Но стела, которую мы увидели в «Юности», встречается впервые. Мой 30-летний опыт работы позволяет говорить, что это поистине уникальная находка. Считаю, ее непременно следует передать на хранение в музей. А в лагере можно поставить точную копию   - на память.

Сейчас полный текст надписи, сделанной на стеле, находится на расшифровке в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Разумеется, после завершения работы откроются новые детали, подробности. Но уже сегодня Нелли Мизь, известный краевед, собирается сделать новую экскурсию «Буддизм в Приморье», куда непременно попадет эта необыкновенная история.

Уезжать из бухты Муравьиная никак не хотелось. Есть у этого места особый магнетизм, не случайно здесь когда-то поставили храм. Хорошо, что сейчас эта территория отдана детям - пусть запасаются новыми силами и доброй энергией, которую рождает эта земля, полная легенд и загадок.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА (фото автора), «Владивосток»