Приморская ассоциация автошкол должна сделать рынок цивилизованнее
Наверное, только ленивый не слышал о том, что в ближайшее время систему подготовки водителей в России ожидают серьезные изменения. Как рассказал корреспонденту «В» председатель правления Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев (на фото), далеко не все из этих слухов соответствуют действительности.
Наверное, только ленивый не слышал о том, что в ближайшее время систему подготовки водителей в России ожидают серьезные изменения. Как рассказал корреспонденту «В» председатель правления Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев (на фото), далеко не все из этих слухов соответствуют действительности.
- Александр Николаевич, говорят, что уже с января учиться на права нужно будет не менее полугода, а экстернат отменят вообще…
- Я тоже слышал об этом, но думаю, что этот ажиотаж во многом искусственный и подогревается некоторыми нашими недобросовестными коллегами. В начале октября я участвовал в работе конференции Межрегиональной ассоциации автошкол, которая прошла в Сочи, и имел возможность ознакомиться со всеми предложениями, имеющимися сегодня в министерстве образования и департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, в том числе и по части экстерната. Да, сегодня нестыковка налицо: если человек приходит и сдает экзамен, не обучавшись в автошколе, ясно, что он учился управлять автомобилем с нарушением закона. Тем не менее отмена экстерната в России не планируется, сама эта форма сохранится. Другое дело, что человек должен будет сначала в автошколе подтвердить свои знания и умения, может быть, пройти какой-то минимальный курс.
Что касается увеличения длительности обучения до полугода, то представитель Минобразования на конференции эти слухи опроверг. Новых обучающих программ нет, может быть, их проекты появятся ближе к концу года, но увеличивать длительность обучения никто не собирается.
- По сообщениям ГИБДД Приморья, с нового года будут выдаваться водительские удостоверения нового образца. Привычные категории будут дополнены так называемыми подкатегориями, в результате чего для управления, к примеру, мощным джипом «легковых» прав будет недостаточно.
- Такие проекты у госавтоинспекции есть, но у автошкол до сих пор отсутствуют программы обучения по подкатегориям и новая методика приема экзаменов. Успокаивает то, что повального обмена водительских удостоверений не планируется. Тем же, кто будет получать права впервые или обменивать их из-за истечения срока действия, будут выдаваться новые. Но вот вопрос – какой именно категории или подкатегории? Объявлен конкурс на разработку новой программы обучения, ее проект должен быть готов только к 25 декабря, так что в обозримом будущем автошколы будут работать по-прежнему.
Действующая программа подготовки водителей, конечно, устаревшая, но работать по ней можно. Школы, входящие в нашу ассоциацию, выполняют все требования программы. Уверен, что при желании повысить качество подготовки скрытые резервы найти можно.
- Как бы вы оценили наши автошколы и культуру поведения приморцев на дороге?
- Уровень приморских автошкол в целом я бы оценил как достаточно неплохой. Кстати, коллеги из других регионов часто удивляются тому, что у нас обучение проходит на праворульных автомобилях. Можно поставить в заслугу руководителям краевой госавтоинспекции, которые в отличие от некоторых своих коллег из других регионов с пониманием подходят к тому факту, что у нас - праворульный край. Кстати, и по показателям аварийности Приморский и Хабаровский края смотрятся не хуже, чем другие российские регионы, поэтому можно сказать, что правый руль сам по себе опасности не представляет. А культура… Когда несколько лет назад по нашему приглашению во Владивосток приезжал руководитель Центра высшего водительского мастерства, знаменитый профессор Эрнест Цыганков, то он сказал, что у нас очень дисциплинированные водители! Наверное, со стороны виднее!
- По данным МРЭО ГИБДД, экзамен по вождению с первого раза удается успешно сдать гораздо меньшему числу учеников, нежели теоретический экзамен. Это слабое место?
- Билеты можно выучить и дома. Обучаться вождению сложнее и дороже, и многие, к сожалению, не берут дополнительное время, притом что обязательных 32 часов достаточно далеко не всем! Мы ведь обучаем не на печатной машинке работать - мы даем навыки безопасного управления, которые помогут человеку быстро добраться из точки А в точку Б на целой машине и в добром здравии. Но многие, даже ежедневно смотря телевизор, видя венки на придорожных столбах и изуродованные кузова автомобилей, не делают из этого никаких выводов. В автошколах, мол, ничему не учат, лучше я с папой поезжу и т. д. В результате человек сдает внутренний экзамен, а через неделю теряет навык и «проваливается» на экзамене в ГИБДД. На своем и чужом здоровье и тем более жизни экономить нельзя! Специалистам известно, что многократное повторение одинаковых движений вырабатывает необходимую мышечную память, и это полностью относится к обучению в автошколах.
Есть, конечно, и человеческий фактор. Если экзамен по теории принимается объективно, вождение по автодрому – тоже с большой степенью объективности, то при вождении по городу оценка может быть субъективна, это неизбежно.
- Насколько остро в приморских автошколах стоит проблема инструкторских кадров?
- С кадрами в России вообще плохо, даже в перенасыщенной, казалось бы, Москве. Мы с коллегами по Приморской ассоциации автошкол считаем, что действующий образовательный ценз в отношении преподавателей теории (среднее техническое или высшее образование) и вождения (здесь вообще достаточно средней школы) слишком низок. Поэтому в ходе конференции в Сочи предложения нашей ассоциации о повышении ценза были переданы в Минобразования и ДОБДД. Надеюсь, они будут учтены. Но уже сейчас автошколы, входящие в ассоциацию, стараются сами себе «повышать планку», брать на работу инструкторов с высшим или хотя бы средним техническим образованием.
- Сколько автошкол входит сегодня в приморскую ассоциацию и какие задачи стоят перед этой структурой?
- Ассоциация зарегистрирована в феврале 2006 года, сейчас в нее входят владивостокские «Аник», «Седан-В» и «Учебный центр», «Форус» из Артема и «Автомобилист» из Находки. В ближайшее время к нам присоединится еще ряд коллег, но задачи бесконечно расширяться нет: для нас важнее профессионализм и ответственность членов ассоциации. Хоть мы и остаемся конкурентами, конкуренция может быть цивилизованной. У нас есть общие интересы и проблемы, которые удобнее решать сообща. Так, мы намерены участвовать во всех проверках деятельности автошкол для обеспечения непредвзятости, проводить различные конференции наподобие той, что прошла во Владивостоке в марте 2006 года, совершенствовать правила работы на этом рынке.
К сожалению, сегодня не все автошколы дают ученикам программу в полном объеме. Это видно из стоимости обучения: если она слишком низкая, значит, даже обязательный минимум не выполняется. Мы хотим, чтобы все играли по одним правилам. Кстати, в Европе уже давно все эти вопросы контролирует не государство, а подобные ассоциации, то есть рынок становится саморегулирующимся. Такая тенденция характерна уже и для России, это современный и цивилизованный путь развития рынка.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»