Приморская ассоциация автошкол должна сделать рынок цивилизованнее

Наверное, только ленивый не слышал о том, что в ближайшее время систему подготовки водителей в России ожидают серьезные изменения. Как рассказал корреспонденту «В» председатель правления Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев (на фото), далеко не все из этих слухов соответствуют действительности.

20 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2036 от 20 окт. 2006

Наверное, только ленивый не слышал о том, что в ближайшее время систему подготовки водителей в России ожидают серьезные изменения. Как рассказал корреспонденту «В» председатель правления Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев (на фото), далеко не все из этих слухов соответствуют действительности.

- Александр Николаевич, говорят, что уже с января учиться на права нужно будет не менее полугода, а экстернат отменят вообще…

- Я тоже слышал об этом, но думаю, что этот ажиотаж во многом искусственный и подогревается некоторыми нашими недобросовестными коллегами. В начале октября я участвовал в работе конференции Межрегиональной ассоциации автошкол, которая прошла в Сочи, и имел возможность ознакомиться со всеми предложениями, имеющимися сегодня в министерстве образования и департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, в том числе и по части экстерната. Да, сегодня нестыковка налицо: если человек приходит и сдает экзамен, не обучавшись в автошколе, ясно, что он учился управлять автомобилем с нарушением закона. Тем не менее отмена экстерната в России не планируется, сама эта форма сохранится. Другое дело, что человек должен будет сначала в автошколе подтвердить свои знания и умения, может быть, пройти какой-то минимальный курс.

Что касается увеличения длительности обучения до полугода, то представитель Минобразования на конференции эти слухи опроверг. Новых обучающих программ нет, может быть, их проекты появятся ближе к концу года, но увеличивать длительность обучения никто не собирается.

- По сообщениям ГИБДД Приморья, с нового года будут выдаваться водительские удостоверения нового образца. Привычные категории будут дополнены так называемыми подкатегориями, в результате чего для управления, к примеру, мощным джипом «легковых» прав будет недостаточно.

- Такие проекты у госавтоинспекции есть, но у автошкол до сих пор отсутствуют программы обучения по подкатегориям и новая методика приема экзаменов. Успокаивает то, что повального обмена водительских удостоверений не планируется. Тем же, кто будет получать права впервые или обменивать их из-за истечения срока действия, будут выдаваться новые. Но вот вопрос – какой именно категории или подкатегории? Объявлен конкурс на разработку новой программы обучения, ее проект должен быть готов только к 25 декабря, так что в обозримом будущем автошколы будут работать по-прежнему.

Действующая программа подготовки водителей, конечно, устаревшая, но работать по ней можно. Школы, входящие в нашу ассоциацию, выполняют все требования программы. Уверен, что при желании повысить качество подготовки скрытые резервы найти можно.

- Как бы вы оценили наши автошколы и культуру поведения приморцев на дороге?

- Уровень приморских автошкол в целом я бы оценил как достаточно неплохой. Кстати, коллеги из других регионов часто удивляются тому, что у нас обучение проходит на праворульных автомобилях. Можно поставить в заслугу руководителям краевой госавтоинспекции, которые в отличие от некоторых своих коллег из других регионов с пониманием подходят к тому факту, что у нас - праворульный край. Кстати, и по показателям аварийности Приморский и Хабаровский края смотрятся не хуже, чем другие российские регионы, поэтому можно сказать, что правый руль сам по себе опасности не представляет. А культура…  Когда несколько лет назад по нашему приглашению во Владивосток приезжал руководитель Центра высшего водительского мастерства, знаменитый профессор Эрнест Цыганков, то он сказал, что у нас очень дисциплинированные водители! Наверное, со стороны виднее!

- По данным МРЭО ГИБДД, экзамен по вождению с первого раза удается успешно сдать гораздо меньшему числу учеников, нежели теоретический экзамен. Это слабое место?

- Билеты можно выучить и дома. Обучаться вождению сложнее и дороже, и многие, к сожалению, не берут дополнительное время, притом что обязательных 32 часов достаточно далеко не всем! Мы ведь обучаем не на печатной машинке работать - мы даем навыки безопасного управления, которые помогут человеку быстро добраться из точки А в точку Б на целой машине и в добром здравии. Но многие, даже ежедневно смотря телевизор, видя венки на придорожных столбах и изуродованные кузова автомобилей, не делают из этого никаких выводов. В автошколах, мол, ничему не учат, лучше я с папой поезжу и т. д. В результате человек сдает внутренний экзамен, а через неделю теряет навык и «проваливается» на экзамене в ГИБДД. На своем и чужом здоровье и тем более жизни экономить нельзя! Специалистам известно, что многократное повторение одинаковых движений вырабатывает необходимую мышечную память, и это полностью относится к обучению в автошколах.

Есть, конечно, и человеческий фактор. Если экзамен по теории принимается объективно, вождение по автодрому – тоже с большой степенью объективности, то при вождении по городу оценка может быть субъективна, это неизбежно.

- Насколько остро в приморских автошколах стоит проблема инструкторских кадров?

- С кадрами в России вообще плохо, даже в перенасыщенной, казалось бы, Москве. Мы с коллегами по Приморской ассоциации автошкол считаем, что действующий образовательный ценз в отношении преподавателей теории (среднее техническое или высшее образование) и вождения (здесь вообще достаточно средней школы) слишком низок. Поэтому в ходе конференции в Сочи предложения нашей ассоциации о повышении ценза были переданы в Минобразования и ДОБДД. Надеюсь, они будут учтены. Но уже сейчас автошколы, входящие в ассоциацию, стараются сами себе «повышать планку», брать на работу инструкторов с высшим или хотя бы средним техническим образованием.

- Сколько автошкол входит сегодня в приморскую ассоциацию и какие задачи стоят перед этой структурой?

- Ассоциация зарегистрирована в феврале 2006 года, сейчас в нее входят владивостокские «Аник», «Седан-В» и «Учебный центр», «Форус» из Артема и «Автомобилист» из Находки. В ближайшее время к нам присоединится еще ряд коллег, но задачи бесконечно расширяться нет: для нас важнее профессионализм и ответственность членов ассоциации. Хоть мы и остаемся конкурентами, конкуренция может быть цивилизованной. У нас есть общие интересы и проблемы, которые удобнее решать сообща. Так, мы намерены участвовать во всех проверках деятельности автошкол для обеспечения непредвзятости, проводить различные конференции наподобие той, что прошла во Владивостоке в марте 2006 года, совершенствовать правила работы на этом рынке.

К сожалению, сегодня не все автошколы дают ученикам программу в полном объеме. Это видно из стоимости обучения: если она слишком низкая, значит, даже обязательный минимум не выполняется. Мы хотим, чтобы все играли по одним правилам. Кстати, в Европе уже давно все эти вопросы контролирует не государство, а подобные ассоциации, то есть рынок становится саморегулирующимся. Такая тенденция характерна уже и для России, это современный и цивилизованный путь развития рынка.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»