Гадание на экономику
Человек всегда пытался приоткрыть завесу тайны будущего. Разными способами - на кофейной гуще, с помощью карт или по приметам. Сегодня развитие целого пласта общественной жизни - экономики - вполне прогнозируемо с помощью науки...
Человек всегда пытался приоткрыть завесу тайны будущего. Разными способами - на кофейной гуще, с помощью карт или по приметам. Сегодня развитие целого пласта общественной жизни - экономики - вполне прогнозируемо с помощью науки. О том, какое вероятное экономическое будущее ждет приморцев в ближайшей перспективе и что собой представляет экономическая картина Дальнего Востока, корреспонденту «В» рассказали старший экономист Дальневосточного центра экономического развития, доцент кафедры математических методов в экономике ДВГУ Денис Давыдов и директор Дальневосточного центра экономического развития, руководитель специальности «Математические методы в экономике» ДВГУ Александр Абрамов.
- Наш центр делает исследования на основе экономико-математического моделирования, - рассказывает Александр Абрамов. - Это такое моделирование, которое применяет современный инструментарий - математический и программный, который, кстати, есть только в пяти исследовательских центрах страны. Для наших выводов мы сначала изучаем экономическое настоящее, чтобы прогнозировать, чего ожидать в будущем. Нашими исследованиями мы набрасываем основные направления возможного стратегического развития Приморья, а местная экономическая политика может учитывать эти факты. Все исследования попадают на стол и региональных, и муниципальных властей. И иногда мы слышим в докладах высоких местных чиновников наши заключения. Что радует, несмотря на то, что на нас ссылки нет.
Так, исследования в ДЦЭР начались с проверки гипотезы академиков о том, что экономики Дальнего Востока не существует, то есть нет экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами Дальневосточного региона. И удалось доказать, что на территории Дальнего Востока существует целых шесть экономик, которые слабо связаны между собой или вообще не связаны.
С точки зрения внутренних взаимосвязей Дальнего Востока, Якутия, Чукотка, Камчатка, Магаданская область вообще не играют роли на рынках Дальнего Востока. Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономия, Амурская и Сахалинская области находятся в тесных экономических связях. Последняя, похоже, получит новый толчок в развитии внутренних связей на Дальнем Востоке, потому что появляются хабаровские нефте- и газопроекты. Ведь сейчас от Сахалина за счет хабаровских инвестиций вытянули ветку до Хабаровского края.
Кстати, экономические связи в большей степени Приморья, Хабаровского края, в меньшей - Еврейской автономной области и Амурской области с Харбином и провинцией Хэйлунцзян очень сильные (при их отсутствии с перечисленными выше регионами ДВ). Если бы убрать преграды, связанные с пересечением границы, наше сотрудничество с этой китайской провинцией было бы очень успешным и прибыльным.
Вообще же Дальневосточный регион создан искусственно, исходя из военно-политических принципов, а не экономических. В нашем регионе нет такого центра, из которого можно было бы осуществлять экономическое управление всеми дальневосточными территориями. Но давать оценку - хорошо это или плохо - не задача специалистов. Такова данность, поэтому прогнозы стоит делать, исходя из этого.
Каждому по политике
Еще один важный вывод, который сделали исследователи ДЦЭР, касался того, что около 85 процентов населения ДВР проживает в городах. Из этого следует, что вся экономическая жизнь проистекает в городских агломерациях.
Так, Владивосток, Артем, Уссурийск и Находка образуют южную приморскую агломерацию со специализацией промышленного характера. Других таких промышленных агломераций на территории края выделить не удается. Есть, конечно, моногорода типа Арсеньева с машиностроением или Дальнегорска с горнорудной промышленностью, но они не вписываются в общий рынок и географическую близость. Кроме того, некоторые города и поселки северного Приморья по структуре оказываются ближе к экономике Хабаровского края.
Близки по структуре Надеждинский и Шкотовский районы. Они и некоторые другие были отнесены к сельскохозяйственной агломерации. Северную агломерацию можно назвать лесной.
- Сейчас в крае проводится единая экономическая политика, - комментирует Денис Давыдов. - Агломерационный подход к управлению приведет к повышению эффективности экономики. Этот подход подразумевает, что, к примеру, сельскохозяйственная агломерация потребует каких-то соответствующих преференций, для лесной агломерации нужно вырабатывать свою экономическую политику в отношении лесного производства.
Если же усилить инфраструктурную связанность Владивостока, Уссурийска, Находки, Артема, относящихся к южной агломерации, то мы получим больший экономический эффект. То есть, если мы наконец достроим дорогу до Уссурийска, которая не будет содержать около 15 километров «узкоколейки», которая задерживает транспорт на 30 - 40 минут, или внесем изменения в ПДД, ограничивающие скорость движения на трассе до 60 километров в час, мы получим больший экономический эффект.
Еще в качестве примера можно привести формирование единой базы данных по безработным четырех перечисленных городов. Сейчас рынок труда Владивостока и других трех городов локализован, а исследования ДЦЭР показали, что специализация у городов сходная, поэтому эта база была бы вполне применима. Кстати, это уже в некоторой степени произошло у Владивостока с Артемом: многие артемовцы сейчас работают в столице Приморья. Если обустроить несколько общежитий для временно работающих из Уссурийска и Находки, мы можем получить в результате насыщение рынка труда. Такая мера даст возможность заработать не только Владивостоку, но и бюджетам муниципальных образований, ведь работники будут уплачивать налоги по месту прописки. Но, безусловно, и здесь необходим доскональный расчет: действительно ли выгода будет выше, чем затраты на те же общежития и транспортировку?
- Как повлияет на развитие южной агломерации нефтепровод, пока трудно сказать, - продолжает Александр Абрамов. - Еще неизвестно, дойдет он до нас или нет. Вроде бы все постановления подписаны, но мы не знаем, на каких условиях его сюда протянут, будут ли отчисления от использования каждого километра территориям, по которым пройдет нефтепровод… Вполне возможен вариант «мимо окон идут поезда»… Если условия подписанного соглашения по нефтепроводу, которого мы не видели, так как оно является закрытым документом, таковы, что местные предприятия смогут, во всяком случае, поучаствовать в машиностроительной части - ту же арматуру сможет готовить арсеньевский завод «Аскольд», транспортные компании смогут быть как-то задействованы, - то локальный толчок к развитию будет. Но спрос будет в основном на низкоквалифицированную и среднеквалифицированную рабочую силу, а у нас сейчас 95 процентов работоспособного населения имеет высшее образование, и согласятся ли люди идти работать за станок - большой вопрос.
В общем, прокладка нефтепровода - отдельная тема для исследований, до которой мы еще не добрались. Но вот от газопровода, о параллельном строительстве которого идет речь, мы должны выиграть, во всяком случае, в издержках отопления процентов на 30 - 40.
Что делать депрессивным?
Однако речь идет о более или менее успешных районах Приморья. А какое же развитие видится для других, можно даже сказать, депрессивных районов края?
- Если не вмешиваться в экономику, мы будем продолжать получать все тот же результат от районов, отнесенных нами в сельскохозяйственную и лесную агломерацию, - считает Денис Давыдов. - Сейчас, если посмотреть на динамику развития, эти регионы постепенно деградируют. Единичные примеры индивидуальных хозяйств, которые развиваются и приносят прибыль, - пока большая редкость. Для того, чтобы не происходило дальнейшего упадка, необходимы согласованные действия администраций этих территорий. Если они начнут бороться между собой за тех же работников, это только усилит дисбаланс и общую тенденцию к упадку. В классической экономике очень много примеров, когда доказывалось, что сельское хозяйство только тогда становится прибыльным, когда продукция становится экспортируемой. Если мы сможем найти то сырье, которое будет продуктом экспортной специализации, то можем получить существенный эффект. Но для этого недостаточно капитала одного фермерского хозяйства, без инвестиционной помощи рост невозможен.
В лесной агломерации проблемы связаны в основном с регулированием. Дело даже не в незаконной вырубке, а в том, что и законная вырубка, как правило, не сопровождается восстановлением лесного хозяйства, то есть рекультивацией.
Доказано, что доходность производства в три раза ниже, чем доходность от экспорта сырья. Но в Приморье постоянно муссируется вопрос создания производственных комбинатов для нашего сырья. В других странах, чтобы избежать сырьевого экспорта, его лимитируют законодательно. Например, в Америке и Канаде запрещен вывоз леса-кругляка без предварительной обработки. Заработать на вывозе леса - это не предпринимательский талант, следовательно, оплачивать эффективность предпринимательства не за что.
Однако существует мнение, что России необязательно развивать переработку, так как она не сможет выиграть у того же Китая в дешевизне трудовых ресурсов.
- Это вечная проблема политической стабильности и экономической эффективности, - говорит Денис Давыдов. - Обычно эти два понятия входят в противоречие друг с другом. Если мы хотим, чтобы Дальний Восток оставался политически нашей территорией, то, может быть, и нужно вводить некие законодательные ограничения на экспорт сырья. Если же мы готовы в пользу экономической эффективности отказаться от политической самостоятельности и получить в будущем настолько связанную с Китаем экономику, что разорвать эти связи будет крайне сложно, то можно говорить о размещении производств в Китае.
Наше светлое будущее
Возникает абсолютно ожидаемый вопрос: а насколько экономика Приморья сегодня стабильна?
- В ближайшей перспективе (лет 5 - 10) ее можно назвать таковой, - поясняет Денис Давыдов. - Сейчас нет никаких предпосылок считать, что у нас будет прорыв в какой-либо из отраслей, что традиционно экспортно-сырьевые отрасли будут замещены производством. В общей массе по уровню технологий мы находимся на уровне 70-х годов прошлого века. Конечно, это не касается всех сфер экономики. Например, у местной пищевой промышленности достаточно высокий уровень технологичности, а вот машиностроение работает как раз на станках
70-х годов или даже на трофейном оборудовании времен Великой Отечественной. Такие динамичные отрасли, как транспорт и связь, развиваются, но только на внутреннем рынке, и в своем развитии они подошли к пределу и насыщению. Развитие ведь происходит тогда, когда услуги и продукция выходят на внешний рынок, а этим наши отрасли пока похвастать не могут…
Сейчас приморская экономика переживает период равновесия, когда есть время подумать, пофантазировать и решить, в каком направлении развиваться, чтобы был рост, а не коллапс.
- Я бы сравнил нынешнее положение экономики с надувным матрасом с неровной поверхностью - горками и низинами, - представляет Денис Давыдов. - Приморская экономика сейчас находится в спокойном положении низины и под каким-то вектором должна перекатиться в другую ложбинку. Очень важно угадать правильный вектор: ложбинок вокруг много, и нужно понять, что находится в каждой из них. Если мы сделаем это правильно и квалифицированно, то прорыв неизбежен. А если ошибемся, то попадем в то равновесие, которое нежелательно для нас.
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»