«Тяжкое наследие»

Избрание депутатов Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК) нового созыва на выборах 8 октября и предшествовавшая предвыборная борьба в значительной степени парализовали деятельность регионального парламента по принятию и корректировке краевых законов.

20 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2036 от 20 окт. 2006

Избрание депутатов Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК) нового созыва на выборах 8 октября и предшествовавшая предвыборная борьба в значительной степени парализовали деятельность регионального парламента по принятию и корректировке краевых законов. Накопившиеся благодаря срыву майской, июльской и сентябрьской  очередных сессий законодательные долги, в том числе неотложные бюджетные вопросы, могут не только осложнить вхождение вновь избранных депутатов в курс дела, но и снизить качество законопроектов, которые так или иначе придется принять к концу года в ходе типичного «советского» аврала.

Наиболее показательно складывается ситуация с принятием краевого бюджета 2007 года, проект которого поступил в ЗС ПК в установленные сроки - 12 сентября. Комитет по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам успел рассмотреть его на своем заседании 18 сентября и утвердил заключение о соответствии проекта закона «О краевом бюджете на 2007 год» требованиям бюджетного законодательства. Обсудив замечания контрольно-счетной палаты ЗС ПК к представленному финансистами АПК законопроекту, комитет рекомендовал администрации к рассмотрению его на сентябрьской сессии подготовить необходимые обоснования. Однако сессия не состоялась из-за отсутствия кворума сентябрьской сессии. Между тем в октябре к первому чтению приступить также едва ли удастся в силу организационной специфики первого заседания парламентариев нового созыва. Остаются ноябрь и декабрь, в течение которых бюджетный законопроект должен пройти четыре чтения. Понятно, что бюджет-2007 будет принят в срок, к чему мы привыкли за последние пять лет, но насколько качественно смогут проработать предложения краевой администрации депутаты, только 12 из которых (менее трети) имеют опыт законодательной деятельности в предшествующих созывах? И без того приморские бюджеты отличаются своим несколько тезисным характером от прописанных до каждой строчки бюджетных законопроектов тех же соседей-хабаровчан, что отнюдь не делает бюджетный процесс прозрачнее…

Классический пример законодательного долгостроя - закон «О статусе Владивостока - административного центра Приморского края». Не вдаваясь в многолетнюю и полную перипетий историю законопроекта, отметим лишь, что третий созыв так и не сумел поставить точку в вопросе вступления в силу этого закона, принятого в заключительном чтении еще в марте прошлого года. После наложенного губернатором вето была создана согласительная комиссия, пришедшая к выводу, что закон о статусе Владивостока может подождать принятия следующим депутатским созывом. Имеющий очевидный практический смысл закон, предусматривающий дополнительное финансирование из краевого бюджета исполнения Владивостоком столичных функций в размере 10 процентов городского бюджета (в 2007 году это будет примерно полмиллиарда рублей), тормозился то по причинам политического характера, то из-за тривиальных бюрократических проволочек (не представленное вовремя финансовое обоснование и т. д.). В итоге закон о статусе краевого центра был использован в качестве главного предвыборного лозунга блока Владимира Николаева «Единый Владивосток», получившего четыре голоса в краевом парламенте. Прозвучат ли эти голоса достаточно громко и вразумительно?

Принятие и вступление в силу целого пакета социальных законопроектов также было парализовано как благодаря целенаправленному срыву кворума, так и в силу понятной занятости депутатов предвыборной борьбой в своих избирательных округах. Например, еще на февральской очередной сессии, состоявшейся 1 марта, несмотря на демарш части депутатов, выступивших с требованием отставки спикера Сергея Сопчука, был рассмотрен в первом чтении законопроект об организации бесплатного питания для учащихся младших классов. Для начала ограничились сельскими общеобразовательными учреждениями края: родители учеников в силу бедственного положения села зачастую не имеют возможности обеспечить детей деньгами на обед. При этом значительная часть младшеклассников прибывает на учебу на школьном автобусе из отдаленных деревень и часами ожидает  возвращения домой вместе с учениками старших классов (поскольку второй раз автобус не поедет), не имея возможности поесть. Но лишь на очередном июньском заседании проект закона «Об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в младших классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Приморского края» удалось принять во втором чтении, а до третьего чтения дело в итоге так и не дошло.

Примерно схожая судьба досталась законопроектам «О внесении изменений в закон Приморского края «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» и «О внесении изменения в статью 6 закона Приморского края «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета», включавшимся в повестку сорванной майской сессии с ее 70 вопросами повестки. Из-за срыва июльской сессии пострадали законопроекты о льготах для  тружеников тыла, доплате учителям и врачам из краевого бюджета, о питании школьников. Принятые депутатами изменения в краевой закон «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» получили губернаторское вето и вернулись в краевой парламент для повторного рассмотрения.

По регламенту депутаты могли либо преодолеть губернаторское вето, для чего необходимо квалифицированное большинство в 26 голосов, либо согласиться с замечаниями губернатора и принять закон  в новой редакции. Накануне сорванной июльской сессии депутаты склонялись к второму варианту, а затем просто не смогли ни разу собраться на очередную сессию (внеочередные заседания проходили при наличии кворума, но со строго ограниченной повесткой). Между тем изменения предусматривали льготы для тружеников тыла - 50-процентную оплату жилья и коммунальных услуг, а также восстановление ряда льгот сельским бюджетникам.

В повестку сорванной сентябрьской сессии был включен не только проект закона «О краевом бюджете на 2007 год», но и законопроект «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края на 2007 год», традиционно требующий взыскательного депутатского внимания. Еще пять законопроектов, вынесенных на сентябрьское заседание, посвящались разграничению имущества между муниципальными районами и входящими в них поселениями. Первый шаг в сложном процессе разграничения имущества должны были сделать пять муниципальных районов края, но процесс так и не пошел.

Между тем с 1 января 2007 года городские и сельские поселения Приморья будут самостоятельно решать все вопросы местного значения, поэтому разграничение имущества между районами и поселениями является сейчас основной задачей муниципальных образований. Например, не оформив муниципальную собственность на котельные, жилищный фонд и имущество, необходимое для его обслуживания, поселение не сможет выполнять обязанности по обеспечению жилищно-коммунального хозяйства. При этом законодательство дает право поселениям по согласованию с районом передавать те или иные вопросы местного значения на уровень района. В этом случае в собственности района должно остаться и имущество, предназначенное для выполнения данных полномочий. Чтобы законодательно оформить все эти договоренности между муниципальным районом и образованным в его границах поселением, краевой парламент должен принять для каждого района закон о разграничении имущества. Успеть сделать эту работу на двух остающихся очередных заседаниях представляется физически невозможным, тем более что процесс разграничения муниципального имущества в Приморье и без того идет медленными темпами.

И таких вопросов, имеющих порой жизненно важное значение для приморцев, можно насчитать не один десяток. Вся надежда на то, что все политические противоречия выборного периода позади, а фракция парламентского большинства, гарантирующая своими голосами принятие любого решения, впредь будет работать слаженно и конструктивно.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»