Красивый почерк для гравера не обязателен
Еще недавно ни один по-настоящему дорогой подарок не обходился без «именного приложения» - ручной гравировки. Приятно получить типовое колечко или кулон, на котором специально для тебя сделана личная надпись. Душу такой подарок греет. Поэтому работы у граверов всегда хватает.
Еще недавно ни один по-настоящему дорогой подарок не обходился без «именного приложения» - ручной гравировки. Приятно получить типовое колечко или кулон, на котором специально для тебя сделана личная надпись. Душу такой подарок греет. Поэтому работы у граверов всегда хватает. Но есть род художников по металлу, в наши дни почти невостребованный. Это граверы, которые занимаются ручной работой. Мастеров таких во Владивостоке очень мало. Корреспондент «В» встретился с лучшим - Виктором Зайцевым.
Виктор Михайлович показывает мне фотографии ювелирных изделий, с которыми работал: изысканные кольца, браслеты, православные кресты, кулоны. Под определенным углом зрения гравировка смотрится объемной...
- Навыками ручной гравировки намного сложнее овладеть, чем, например, той же техникой работы с так называемыми бормашинками, - улыбается мастер. - Последнему можно научиться за неделю, а для того, чтобы работать вручную, целый год только учатся держать в руках резец. Видите, у меня вся рука в шрамах? Много тонкостей, которые нужно усвоить.
Мне свои секреты передал великолепный мастер - Борис Дмитриевич Козлов. Это был потрясающий человек, настоящий Левша. Так вот он и воспитал всех граверов во Владивостоке: Алексея Иванкова, Константина Романца.
- У вас, наверное, огромный рабочий стаж?
- 28 лет. Сначала в Примрембыттехнике, а потом - в Военторге. У нас в те годы была огромная мастерская напротив «Изумруда» - где сейчас оптика. Заказы со всего края привозили, из Арсеньева, из Партизанска. Это уже потом открыли ювелирную мастерскую на Калинина, куда некоторые мастера ушли. Сейчас ювелирных салонов - сами видите - на каждом углу. А раньше с этим было сложнее. Устроиться работать или учиться было нелегко - работа престижной считалась. Приходили, бывало, заказчики, смотрели - ага, сидят мастер постарше и помоложе. И идут к тому, что постарше. И чаще всего жалели потом! Потому что тот молодой с детства почти учился и больше умел.
Годах в 70-х были очень популярны кольца с гравировкой на внешней стороне. Некоторые дамы покупали себе кольца на полфаланги и делали на них монограммы (смеется). На кулонах монограммы делали, орнаменты разные. Ну и крестики - это само собой. Мужчины иногда заказывали очень красивые печатки. Были и смешные случаи - когда на музыкальных инструментах делали гравировки «под фирму». Мы и инструмент сами делали - из бритв немецких старых, например…
- Вы говорили, что любите фильм «Покровские ворота». Как вы думаете, Лев Евгеньевич был прав, говоря, что «гравировать на кубках имена победителей - это работа, требующая самоотречения»?
- (Смеется.) Вы знаете, я бы так не сказал! Настоящая, ручная работа гравера - это тоже искусство. Здесь нужно крайне точно сделать разметку, что очень сложно, - работа тонкая, непростая. Кстати, то, что гравер должен обязательно иметь хороший почерк, - это распространенное заблуждение. Гораздо важнее для него уметь рисовать. Конечно, это относится к тем мастерам, что вручную работают. А кубки… Бывали и кубки! Но это часть рутины, от которой никуда не уйдешь. Вообще, эта работа - как наркотик. Затягивает страшно! Уйти невозможно. Потому даже в пенсионном возрасте мастера продолжают работать. Кстати, в «Покровских воротах» натяжка есть! С чего бы Савве - здоровому, крепкому еще мужику уходить из граверов в среднем возрасте? Нет, здесь определенно неувязка! (снова смеется).
К какой-то годовщине Дня Победы - я уже не помню, к какой - власти спустили заказ: гравировать надписи на часах ветеранам. А там крышечки-то у часов крохотные, и много их… Тогда у каждого из мастеров стояла у ног целая коробка с этими часами. Или приезжал сюда Брежнев. Я тогда делал гравировку на памятном адресе, который ему должны были вручить…
Автор: Татьяна ИВАНОВА, специально для «В»