Опровергая Киплинга

Мастер, срезая цветок, забирая его жизнь, взамен на алтарь красоты приносит свою творческую энергию, время и силы. Этим универсальным принципом руководствуются, составляя букеты, и мастера икебаны, и европейские флористы…

13 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2032 от 13 окт. 2006

Мастер, срезая цветок, забирая его жизнь, взамен на алтарь красоты приносит свою творческую энергию, время и силы. Этим универсальным принципом руководствуются, составляя букеты, и мастера икебаны, и европейские флористы…

Все цветы прекрасны - и те, что радуют глаз на Востоке, и те, что цветут на Западе. И радуются люди цветам одинаково, независимо от того, где они живут. Восток и Запад, вопреки словам Киплинга, сошлись в искусстве составления букетов. Так же, как и в одной географической точке - во Владивостоке. Не стоит удивляться тому, что именно в нашем городе в галерее Portmay Японский центр ДВГУ организовал выставку икебаны и флористики «Восток и Запад встречаются во Владивостоке». И наполняли экпозицию два мастера.

Наталья Панченко, руководитель клуба любителей икебаны, единственная во Владивостоке окончила четвертый уровень школы икебаны «Согэцу», что в Ниигате.

Наталья Панченко мечтает обучать приморцев икебане- Поехала в Японию изучать экономику по теме своей диссертации. В школу «Согэцу» попала по рекомендации китайской студентки, которая также училась в Ниигате и в свободное время изучала икебану. В школе «Согэцу» я была единственной европейкой, но не единственной иностранкой, - рассказывает Наталья. - Было страшновато. Представляете, я пришла, ничего не зная и не умея, а там женщины, которые занимались икебаной по 20 - 30 лет! Но доброжелательное отношение Сиода-сэнсэй, даже то, что она с улыбкой встречала мои ошибки, быстро сгладило неловкость.

В школе мы занимались примерно восемь часов в день, каждый день составляя две тренировочные композиции.

Сэнсэй, кстати, не дает инструкций: сюда вот лилию, сюда сухую ветку… Он составляет композицию, а ты должен наблюдать, запоминать свои ощущения, впечатления и потом уже составлять свою икебану, оживляя в душе те минуты… Это приобщение, не обучение, понимаете?

Конечно, понять философский смысл икебаны мне помогла и профессия - японовед, и опыт в жизни в Японии. Но все равно не могу сказать, что в чистом виде икебана живет во мне, все-таки я русский человек, и потому моя икебана - с русским акцентом.

Когда составляю композицию, думаю о каждом цветке в отдельности, о том, что он должен гармонично выглядеть в композиции.

Создание композиции может занимать полчаса, а может, и сутки, больше - все зависит от настроения мастера, его состояния. Можно сказать, что икебана - это четко подготовленный экспромт.

Каждый находит в икебане свой смысл. Не зря во время выставок икебаны ни одна композиция не подписывается, и мастер будет рад, даже если человек увидит в композиции то, что мастер не пытался передать…

Моя мечта - получить сертификат, разрешающий открыть филиал школы «Согэцу» во Владивостоке. Думаю, что так и будет.

Татьяна Андросенко, мастер-флорист, по образованию - врач, много лет работала в медицине.

Мастер европейской флористики Татьяна Андросенко- А потом поняла, что занимаюсь не тем, чем хочется, к чему душа клонится, - разводит руками Татьяна. - Мне больше всего нравилось общаться с пациентами. И работа с цветами дает мне возможность общаться с людьми языком цветов, а кроме того, я вас уверяю, все букеты обладают терапевтическим эффектом, если они составляются индивидуально и с душой.

- Вы делаете композицию на заказ, в какой степени учитываете мнение заказчика?

- Мнение заказчика - основное. Нужно знать, что человек хочет видеть в букете, для кого он. Букет - не сбор цветов, для мужчины, женщины, ребенка делаются разные композиции. Кстати, в свои работы я добавляю природный материал Уссурийского тайги, полевые цветы.

Мой девиз в работе - японская пословица: делай просто, не можешь делать просто - делай красиво.

- Вам было легко найти взаимопонимание с Натальей?

- В моих букетах основная задача - минимумом материала выразить максимум чувства, так что никакого конфликта нет. Понимание гармонии везде одинаково. Мы пытались отразить в букетах те понятия, которые близки каждому: Время, Пространство, Восток и Запад.

- Что дает вдохновение составителю букетов?

- Природа. Походить босиком по травке, подышать свежим воздухом, посмотреть на деревья и цветы. И не пытаться копировать природу, но идти вслед за ней.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото автора), «Владивосток»