Россия вне России
До Балтийского моря от Калининграда примерно 32 километра. Купаются там все лето - температура воды от силы на два градуса ниже, чем у нас. А вот песок там совсем другой - белый, сыпучий, сухой, очень горячий. Раньше его добывали в промышленных масштабах, осталось после этого множество карьеров. И заметьте, их не забросили, не закидали мусором, а превратили в озера...
Окончание. Начало в номере за 6 октября.
Солдаты вермахта
До Балтийского моря от Калининграда примерно 32 километра. Купаются там все лето - температура воды от силы на два градуса ниже, чем у нас. А вот песок там совсем другой - белый, сыпучий, сухой, очень горячий. Раньше его добывали в промышленных масштабах, осталось после этого множество карьеров. И заметьте, их не забросили, не закидали мусором, а превратили в озера. Огромные, чистые, полные рыбы. Потрясающе, когда в десятке метров от морского берега - громадное искусственное озеро.
Особая гордость области - национальный заповедник «Куршская коса». С одной-то стороны Балтийское море, а с другой - Куршский залив, между ними - узенькая полоска суши. Длина 98 км, ширина от 400 метров до 3,8 километра. Природа создала песчаную косу, которая все время двигалась, и местами, когда проходил шторм, в косе возникали проливы, и связь между поселками терялась. Но затем люди начали сажать деревья, чтобы закрепить косу на одном месте. Так и возник рукотворный заповедник. С сотнями видов деревьев. Там даже одних сосен много-много видов. На некоторые дюны нельзя просто так подниматься, чтобы не потревожить песок. В таких местах есть специальные ступеньки. Кроме того, врыты деревянные столбики - закрепить дюны, чтобы они не «переезжали» с места на место.
Куршская коса также место миграции тысяч видов птиц. Мы видели там аистов. Настоящих!
По бокам дороги, которая идет на косу (да и вообще в Калининградской области), посажены в давние времена огромные деревья. Их сажали немцы, чтобы во время войн с воздуха не было видно передвижений. Дороги узкие, на деревьях - белые полосы, чтобы водители были внимательнее, знак опасности, так как очень много аварий. Еще эти деревья называют «солдаты вермахта».
За идеями приехали?
Жители Калининграда чувствуют себя абсолютно обособленными и в меньшей степени россиянами, чем европейцами. Но при этом гордятся своим городом до дрожи, это даже немного раздражает. Твердо уверены, что все самые прогрессивные идеи в области бизнеса рождены в Калининграде, а в приезжих с фотоаппаратами видят промышленных шпионов.
Вот зашли с мужем в ресторан «Таверна Дюка» и обомлели. На стенах - рыцарские доспехи и оружие. Флаги и седла. Все вокруг из толстенного дерева, а стены из грубого, под старину, кирпича. Только достали фотоаппарат - тут же подбегает метрдотель: ноу фото!
В магазинах, кафе, на рынках - везде нельзя! Это просто какая-то мания у людей! Все думают, что мы будем их идеи воровать.
Например, на рынке покупаем только что испеченные блинчики. Муж снимает процесс на видео. Продавец:
- Вы что там делаете?
- Снимаем...
- Зачем? Знаем мы, зачем вы снимаете!
- Девушка, вы думаете, что мы приехали из Владивостока, чтобы идеи воровать у вас?
- А вам что, там делать нечего? Собираетесь бизнес открывать?
Продовольственные магазины очень хороши. В центре города нет проблемы ни с общественным питанием - кафе и кофейни на каждом шагу, ни с покупкой продуктов. Несколько сетей огромнейших супермаркетов - с достаточно низкими ценами и изобилием продуктов. Особенно на нас произвели впечатление хлеб и выпечка. Хлеб, кстати, в каждом магазине свой, в каждом крупном супермаркете - пекаренка. Поэтому есть хлеб часто встречающийся, а есть индивидуальный. А еще - продается кубанское вино на разлив. В бочонках с краниками. Чистые бутылочки лежат рядом и крышечки тоже.
Водители в городе - намного хуже, чем во Владивостоке, это я вам ответственно заявляю. У них от факта обладания машиной крышу сносит. Не тормозят на «зебрах», перейти дорогу даже для нас, привыкших к владивостокскому сумасшествию, было сложно. Европейские машины, бывшие в употреблении, - это корыта. В разы хуже японских. Европейцы свои авто меняют реже, чем японцы, техническое состояние «бэушек» - ниже всякой критики, да и дороже они.
В общественном транспорте проезд стоит 10 рублей. Но есть градации. Для пенсионеров есть маршруты, где по пять, по семь, даже по два рубля проезд. И я ни разу не слышала скандала: вот, лезут со своими льготами!
Понравились новости на тамошнем ТВ. В них говорят о том, что важно и интересно жителям города, области. Вот, например, сюжет про школу. Начинается, как у нас: все плохо, школа в одном из районов в аварийном состоянии, как учиться детям - не ясно, государство выделило всего 100 тысяч, на них ремонт сделать невозможно. А дальше - рассказ о том, что предприниматели района скинулись и отремонтировали школу, построили рядом спортивную и игровую площадки. Или сюжет о направлении больших сумм в сельское хозяйство, с примерами, с адресами - где что на эти деньги строится и развивается. А в наших теленовостях только и видно: китайская делегация приехала, японская уехала, депутаты в ЗС посидели…
Да, калининградское телевидение больше похоже на советское, но после просмотра остается чувство, что ты важен городу, нужен…
Автор: Записала Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»,фото предоставлено Анной СЕЛЕЗНЕВОЙ