Бабушка Уза в университет пришла, или Лесные люди Владимира Бойко
Нет ничего удивительного в том, что современные деревянные скульптуры лесных людей Владимира Бойко, самобытного мастера из приморского села Реттиховки, стали на некоторое время экспонатами научной выставки «Исчезающий мир удэге» в музее ДВГУ.
Нет ничего удивительного в том, что современные деревянные скульптуры лесных людей Владимира Бойко, самобытного мастера из приморского села Реттиховки, стали на некоторое время экспонатами научной выставки «Исчезающий мир удэге» в музее ДВГУ.
Наряду со старинной вышивкой шелком по настилу, аппликацией, росписью по рыбьей коже, меховой мозаикой, теснением на бересте – женским «рукоделием», а также сэвенами – оберегами они создают совершенно особый мир удэге – добрых и мудрых людей.
А если знать, что мужская линия в искусстве этого малочисленного народа – художественная обработка дерева, кости, металла, увы, сегодня практически полностью утрачена, творчество Владимира Бойко приобретает особый смысл.
– Лично меня в этом необыкновенно талантливом народе привлекает единение культуры удэге с природой, - говорит мастер, который впервые участвует в подобной выставке, хотя занимается деревянной скульптурой лесных людей уже около 20 лет. - К слову, удэгейский орнамент по сравнению с нанайским и нивхским имеет более сложные, утонченные, я бы даже сказал, грациозные формы. Если мы сегодня все это не сможем сберечь, то навсегда лишимся уникального и неповторимого мира удэге.
Справка «В»
Деревянная скульптура удэге издревле использовалась для религиозных и врачебных обрядов. Так, фигурка в виде сердца излечивала именно этот орган. Для больных также изготавливался дух целителя - тигр или человечек. Одного или другого ставили в головах и обязательно кормили. Фигурка человека со сгорбленной спиной излечивала от простуды, ящерицы - от головной боли.
Деревянная скульптурка медведя приносила удачу в охоте на медведя, а фигурка одноногого человека с поднятыми руками считалась талисманом для удачной охоты на соболя.
В Приморье Владимир Бойко приехал трехлетним мальчиком (сейчас почти столько же его сыну – тоже Владимиру) из Краснодара с родителями, по переселению. Семья обосновалась в настоящей таежной глухомани, на руднике «Дальний» в Кавалеровском районе.
- Все мое детство в этих местах прошло, - ностальгически вздыхает художник. – Как бы хотелось хоть на денек снова очутиться там, где все дышало какой-то особой гармонией, красотой, где не существовало суеты, а были только музыка ветра, пение птиц, шепот деревьев-великанов.
На руднике Бойко прожил около 20 лет. Потом работал на приисках Чукотки, в старательской артели - искал золото, олово. И вдруг, когда ему было около 30 лет, Владимиру захотелось вырезать из дерева лицо Дерсу Узала. В геологической работе как раз был простой, и тогда старатель без всякого волнения взял в руки липовую чурочку, инструмент, стал резать - и понял: получается!
- Мне кажется, если бы кто-нибудь меня начал обучать этому ремеслу, ничего бы не вышло, - говорит В. Бойко. – Это идет изнутри, из самой глубины души. Впрочем, учителя у меня все же были – тайга, тишина, лесные люди и звери.
Многие думают, прежде чем взять в руки лобзик, я рисую черты будущей скульптуры на дереве – ничего подобного, образ рождается уже во время работы – дерево словно само подсказывает. Скажу больше, я вообще рисовать не умею.
Липу тоже выбрал по наитию – она просто рождена для рук мастера: мягкая, податливая, нежная. При этом капризная: неправильно высушишь – потрескается. Но у меня есть к ней свой подход, чтобы сделать липу «вечным» деревом, – я после сушки пропитываю ее кипящим воском, смешанным с разными смолами, соком трав (этот рецепт - мое ноу-хау). Дерево впитывает все как губка. В своих работах использую также конский волос.
Как признается сам Владимир Бойко, больше всего он любит делать «портреты» стариков удэге. Все они списаны с реальных прототипов. Бабушка Узу – одна из них. На каждом лице - свой отпечаток жизни, как неповторимый рисунок на срезе дерева.
Мастер часто бывает в поселке Красный Яр, у него там много друзей, которым он дарит «портреты» на память. Они, в свою очередь, угощают его «холодцом» из хариуса, вкуснее которого он ничего не ел.
Владимир Бойко никогда не работает на заказ и не ждет вдохновения – он просто каждый день режет по дереву, с тех самых пор, как сделал первую в своей жизни маску. Вот и сейчас в его небольшой мастерской, на дачке, – в работе скульптурный портрет «Дерсу на привале». Старик греет руки у костра, ждет, пока закипит вода в котелке, чтобы приготовить таежный чай.
Самобытного художника звали в Канаду - сулили большие деньги и роскошную собственную мастерскую, в Чехию – преподавать в академии искусств. Он всякий раз отказывается: «Я не могу жить и работать на асфальте. Мне нужны тайга и удэге, как воздух и солнце».
Для того чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно всмотреться в лица его лесных людей. Они излучают такой мощный заряд доброты и мудрости, что, кажется, могут защитить от всякого зла, как древние сэвены.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА (фото автора), «Владивосток»