Смешной гуру

Он против доходчивого юмора. Того, что про колбасу, тещу, транспорт, милиционера… А еще против, когда шутку сказал и следом рожу скорчил. Он с этим категорически не согласен: рожи не строит, матом на сцене не ругается. Но несмотря ни на что и вопреки всему, на его концертах всегда аншлаг...

10 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2029 от 10 окт. 2006

Он против доходчивого юмора. Того, что про колбасу, тещу, транспорт, милиционера… А еще против, когда шутку сказал и следом рожу скорчил. Он с этим категорически не согласен: рожи не строит, матом на сцене не ругается. Но несмотря ни на что и вопреки всему, на его концертах всегда аншлаг. Почему? Да потому, что выступления его, как он сам выражается, пирожки с витаминками – и смешно, и полезно…

С бабами - о бабках

- Михаил Николаевич, почему вы живете в Риге? Вам неуютно в современной России?

- Нет, я живу в Москве, а в Риге мне нравится отдыхать - не пристают с автографами. Там у меня небольшой домик на берегу моря. И я считаю, что если бы люди жили, как я: быт по-европейски, а задушевность наша – они бы были счастливее.

Уютно ли мне в современной России? Уютно. Знаете, я никогда не жаловался на советский строй. Я в нем воспитан и считаю, что он сделал многое – дал миру огромное количество образованных людей. А в том, что это удивительно образованное общество развалилось, - я не вижу плохого. Думаю, это было вовремя, потому что у нас накопилось слишком много оружия. Следующие на очереди Соединенные Штаты. Страна, у которой так много оружия, не может не развалиться. Оружие, сколько его было у нас, рано или поздно должно было или сработать, или заржаветь. Оно, слава богу, заржавело. Вот у вас по бухтам стоят ржавые подводные лодки – и это замечательно!

- Ваша функция сатирика с годами меняется?

- Ну вот как вам ответить на такой вопрос? Вроде как я хвалить себя должен, что мне в общем-то не очень нравится… Моя цель - рассказать людям о том, что сбилось в обществе. Посмотрите вокруг - миром руководят торгаши, то есть низший слой населения. Это такие негодяи, которым все равно кого разводить. И мы попали под них. А должно быть наоборот. Пример - Магнитогорский комбинат, где из металлолома производят листовую жесть. Рабочий, налаживающий полуторакилометровый стан, получает 300 долларов. А олигарха, который имеет акции этого завода, я видел у подножия Килиманджаро. У него ружье в 2,5 миллиона евро с мушкой из каратного бриллианта. Торгаши не могут быть идеалами общества! А у вас, во Владивостоке, все хотят стать торгашами. Мужики с утра сидят в местных гостиницах и обсуждают лишь одно – кого и как развести, где какие базары еще построить. О бабах перестали говорить… сидят с женщинами, а говорят о бабках.

- Вы со сцены говорите о том, о чем и молчать-то опасно. Гонениям не подвергаетесь?

- Только на телевидении, где редакторы боятся за свои зарплаты. Им кажется, что Путин отсматривает все лично и лично их уволит. Но, если бы действительно была введена жесткая цензура, я бы к вам не приехал - не пустили бы. Пока я выступаю, свобода слова есть.

Владивосток ожлобился

- В каком городе вам больше всего нравится выступать?

- В Питере. Уже традиционно много лет. Там сохранилось большое число интеллигентных людей. И молодежь там интеллигентная. Зашел в их книжный магазин, стоит молодая пара: «У Монтек Чиа последняя книга вышла, ты ее не читала? Возьми почитай». А во Владивостоке заглянул в книжный - одно гламурное фуфло, спросил Монтек Чиа, ни одна продавщица не знает даже, кто это… У питерской публики повышенный процент интеллигентного, тонкого, быстрого мышления. У вас реакция в зале из года в год становится хуже и хуже.

- Как считаете, с чем связано?

- Очень многие ожлобились. Гоняются за фальшивыми идеалами и сами не знают, как они губят собственную жизнь. Еще лет десять назад Владивосток мною приравнивался к Питеру. А сейчас уже нет. Может, это машины с правым рулем сбивают вам программу…

- Михаил Николаевич, в Приморье вы проведете несколько дней. Чем будете заниматься?

- Съезжу на Русский остров. Вчера был в Посьете, очень удивился: из живущих там людей ни один мне не ответил, кто такой Посьет. А я им рассказывал. А два года назад рассказывал владивостокцам, кто такой Фадеев. Это я, живущий в Риге, знаю о Владивостоке больше, чем живущие здесь люди. Это ли не есть жлобство?!

Еще у всех людей, с которыми я общался здесь, есть общий знаменатель – они все жалуются на свою жизнь. Из всех, с кем я разговаривал во Владивостоке и Хабаровске, всего один не жаловался – это я! Выступал в прямом эфире на радио, и мне задали вопрос: «Не стыдно ли вам, что артисты шоу-бизнеса получают больше, чем пенсионеры?». Я ему говорю: «Вы поэтому и получаете мало, что за чужой зарплатой следите». В жизни никогда не следил ни за чьей зарплатой. А за свою боролся. Если мне платят меньше, чем хочу, - не работаю. Не понимаю, почему артистам должно быть стыдно, если к ним приходят люди, покупают билеты… Кстати, умею выступать и бесплатно. И я довольно много даю бесплатных концертов, но только если уважаю тех, перед кем выступаю. В военкомате, например, выступить - отмазать сына друга от армии. В детский дом поеду бесплатно, еще и сам доплачу… Но никогда не буду бесплатно выступать перед теми, кто зарабатывает на мне деньги.

- А вообще, ваши программы на кого рассчитаны? Кого приятнее видеть в зрительном зале?

- Молодых людей стало больше приходить, многое обращено к ним. Молодые – очень талантливые и способные. Правда, запутались в ориентирах, маячков у них нет. Не знают, что читать и что смотреть – им это никто не объясняет. Мое выступление, наверное, определяет для них некий вектор. За что мне многие молодые люди очень благодарны. В Москве 80 процентов зала заполняет молодежь. А задние ряды – сплошь студенты. И мне это даже приятней, чем когда приходят люди моего поколения.

- В провинции такая же ситуация?

- Нет. В Хабаровске, где выступал накануне, меньше было молодежи. Дело в том, что здесь престиж мой выше: «О, приехал!», еще и «звездой» меня оскорбляют. Многие идут именно из-за престижа. Ну как же - попасть на концерт, на который нет билетов! Часто приходят крутые, некоторые из них сначала тяжело въезжают в выступление, но к концу мозг начинает работать даже у них… А в Москве крутые на меня не ходят, они ходят на попсу.

- Не так давно на вашей страничке в Интернете в разделе «Задорные советы» вы стали давать те самые ориентиры, которых, по вашим же словам, не хватает молодым людям: что смотреть, что читать, на какие спектакли ходить. Вот если говорить о кинематографе, правда, что российское кино стало лучше? Что вы думаете по поводу «9 роты»? Тот ли это патриотизм, о котором вы так много говорите со сцены?

- «9 рота» - очень плохой фильм. Это не патриотизм, это противно. Патриотизм – это фильм Павла Лунгина «Остров». Вообще же считаю, что кино не то чтобы стало лучше, оно просто оживает. Есть такие чудные российские фильмы, как «Кукушка» или, допустим, «Дневник его жены». Есть такие уважаемые и любимые мной режиссеры, как Никита Михалков, Лунгин. Его «Свадьба» - фильм замечательный!

- Вы кому-нибудь завидуете?

- Завидую тем, кто умеет делать то, что не умею я. Например, Никите Михалкову, который снимает фильмы так, как он умеет. Вуди Аллену, который находит такие приемы для своих комедий, которые я не могу найти. Ким Ки Дуку, который видит в жизни то, что я не могу увидеть. Из моих коллег сегодняшних завидую Михаилу Жванецкому, который может построить фразу так, как не могу построить я… (смеется). Могу долго перечислять.

- И последний вопрос. Все-таки город у нас автомобильный, машины – одна из главных тем для разговора. Вы сами водите автомобиль?

- Вожу, но очень плохо, поэтому езжу на нем только в Юрмале и исключительно зимой, когда в городе машин нет. Опасен я на дорогах, поэтому у меня везде есть водители. Что касается машины, то одно время заморачивался «мерседесами», а сейчас люблю средней стоимости японские машины. В Риге у меня «Хонда CRV»… но только с нормальным рулем. А в Москве – «Хёндай». Я когда подъезжаю к ресторану, швейцары мне даже дверцу не открывают – настолько не уважают… Не меня! Машину…

Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото), «Владивосток»