Мария Викторовна ждет в Третьяковке
Выставка художественных работ в рамках 3-го ежегодного Всероссийского конкурса молодых художников, организованного Третьяковской галерей, открылась в Москве вчера. В ней снова, как и год назад, принимает участие наша землячка, художник, преподаватель Владивостокского художественного училища Мария Холмогорова, вышедшая во второй тур.
Выставка художественных работ в рамках 3-го ежегодного Всероссийского конкурса молодых художников, организованного Третьяковской галерей, открылась в Москве вчера. В ней снова, как и год назад, принимает участие наша землячка, художник, преподаватель Владивостокского художественного училища Мария Холмогорова, вышедшая во второй тур. Ее картина «Доброе утро, Мария Викторовна!» «улетела» в Москву специальной посылкой заранее, чтобы занять свое место в экспозиции и затем – вместе с приехавшим автором - представить молодое приморское искусство. Перед поездкой художница встретилась с корреспондентом «В».
- Маша, конкурсов и выставок сегодня проводится масса и в Москве, и в регионах, и за рубежом…
- Выставок действительно масса, разных по числу участников и по уровню, к счастью, приморцы в них участвуют. Конкурсов же не так много. Ведь в рынке соревновательный момент перемещен в сферу материально-денежных отношений - кто из художников лучше и дороже продается, тот и хорош… Поэтому идея Третьяковской галереи и одноименного журнала ежегодно проводить Всероссийский конкурс среди молодых художников до 35 лет, работающих в реалистических традициях русского искусства, сразу же нашла отклик в городах России. Представьте масштаб: более полутора тысяч участников в первом туре! В прошлом году я подала заявку на участие работой «Памяти деда» (Мария - внучка заслуженного художника России Кирилла Шебеко). Хотелось напомнить: Владивосток далеко, но есть здесь молодые художники, никуда не делись. А то ведь Москва о нас не очень-то знает, далеко и дорого выбраться в творческую поездку. Вышла в число финалистов, чьи работы демонстрировались в Третьяковке. В этом году решила представить работу «Доброе утро, Мария Викторовна!». Этим приветствием моих студентов начинается день в художественном училище. Картина многофигурная, в чем-то настроенческая - я попыталась передать атмосферу класса, в котором учатся не математике или русскому языку, а рисунку, композиции, живописи, образному восприятию мира, словом, тому, что не поддается точным измерению и оценке. Она и будет демонстрироваться в Третьяковке.
- Маша, твое имя в последнее время на слуху: помимо конкурса персональная выставка в «Арке» весной этого года, участие в международной ярмарке «Арт-Москва-2006». Есть опасность «забронзоветь»?
- Вопрос, смогу ли я воплотить задуманный образ, меня волнует всегда. Порой сомнения мучительны: тот ли цвет, та ли композиция, тот ли образ? Иногда не нравится какая-то деталь, и бьешься не над общим замыслом, а над этим малозначительным штрихом, потому что без него нет завершенности. В работе «Ожидающие прибытия» крылья у девочки-ангела я счищала несколько раз - не то. Сомнения свойственны даже очень большим художникам. Кроме того, сомнения свойственны тому, кто ставит перед собой задачи, они всегда должны быть сложнее, чем может выполнить художник. Тогда будет рост…
- Маша, ты о росте и задачах, а кто-то говорит о смерти живописи, которую вытеснят новые технологии. Профессиональный художник учится чуть не полжизни, и не факт, что станет хорошим, с фотоаппаратом проще. Что ты думаешь по этому поводу?
- Думаю, что нет оснований для подобных рассуждений. Уже при появлении импрессионистов некоторые критики заявили о конце живописи, но потом были Сезанн, Брак, Пикассо. Позже Малевич, критики журнала «Новый ЛЕФ» «похоронили» живопись окончательно, но в ХХ веке в России работали Герасимов, Жилинский, Гаврилов… И десять лет назад в связи с эйфорией по поводу бурного развития современного (актуального) искусства в России снова живопись списали со счетов. Но эти ревизии не учитывают главного - интереса к вещам, а соответственно, возрастанию ценности вещей рукотворных, несущих энергетику человека, индивидуальных. Фотоаппарат и компьютер - это замечательные вещи, нужные, между прочим, и художнику. Но думаю, что в ХХI веке ручной труд будет стоить невероятно дорого. Да это уже сейчас можно увидеть в развитых, высокотехнологичных странах. Не случаен интерес к русской живописи, к традициям русской школы, которую сегодня преподают в художественных вузах и училищах. Кстати, по конкурсным работам в Третьяковской галерее видно, какие темы волнуют молодых художников. Это современность и история, желание осознать себя в меняющемся мире. И вряд ли эти вещи можно воплотить в нереалистической живописи.
- Сегодня никуда не деться от рынка: живопись стоит дорого, но всегда ли это подразумевает хорошее качество? Сегодня и портрет пишется по фотографии, и пейзаж отвечает пожеланиям заказчика, а не образу, увиденному мастером. От чего оно зависит?
- Это непростой вопрос. С одной стороны, общий художественный уровень зависит, конечно, от профессионального уровня работающих в этой сфере людей. В этом году я выпустила курс, который в полном составе пришел в академию искусств. Удивительные, очень одаренные ребята. Их экзаменационные работы комиссия оценила очень высоко. «Автопортрет» Маши Благодатских, «Фотосессия» Ани Головановой сочли по уровню выше требований, предъявляемых к выпускным работам. Им вряд ли придет в голову раскрашивать выведенный на холст отпечаток, это люди по-настоящему творческие. За годы, проведенные с ними в аудитории, я поняла, какое это счастье, когда ребенок хочет рисовать, его не надо заставлять, ругать, воспитывать. Он хочет учиться сам.
С другой стороны, проблема качества - это еще и образованный зритель. Практически все из многочисленных портретов Серов писал на заказ, но высокоцивилизованный художественный рынок, который в начале ХХ века сложился в России, не принял бы плохих работ, выполненных по принципу внешнего сходства. Поэтому серовские заказные портреты - это вещи музейного качества.
- Кто же должен воспитать зрителя, заказчика?
- Тоже задача непростая… Можно говорить о государстве, о галереях, о стремлении к самообразованию, о родителях. Но я скажу о себе, то есть о художнике. Он может и должен воспитывать зрителя. И он может и должен сделать мир лучше. Мой герой - это наше время, человек, который живет сегодня со всеми его рефлексиями, вечными вопросами бытия, одиночеством и поисками единомышленников. В моих работах есть и мои студенты, и бомжи, и таджикские дети, просящие милостыню… И может быть, увидев их на холсте, от них не отвернутся и отнесутся без отвращения. В конечном счете эпоха, в которой мы живем, зависит и от нас…
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»Сергей КИРЬЯНОВ (фото), специально для «В»