Бытовая радость
Покупка бытовой техники сегодня в любой семье не является праздником, как это было 20 лет назад. Новая стиральная машина или вентилятор появляются в доме сами собой, без особых ритуалов и торжеств. Однако будничное восприятие приобретения бытовой техники отнюдь не говорит о том, что потребителю стало наплевать на ее качество...
Покупка бытовой техники сегодня в любой семье не является праздником, как это было 20 лет назад. Новая стиральная машина или вентилятор появляются в доме сами собой, без особых ритуалов и торжеств. Однако будничное восприятие приобретения бытовой техники отнюдь не говорит о том, что потребителю стало наплевать на ее качество. Наоборот, требования к тому, чем придется пользоваться в повседневной жизни, намного выше, чем в те времена, когда телевизор, да еще цветной, в доме был подобен иконостасу…
Москвич не приживется?
Существует понятие емкости рынка бытовой техники, поэтому сейчас продажи идут не так активно, как, например, каких-то пять лет назад, когда телевизоры просто сметались с полок. Ныне подобное исключено: в домах появились по два-три «ящика» на годы вперед. Конечно, потребление поддерживается постоянным появлением новых групп товаров. Потребителю нужны уже посудомоечная машина, встроенная и цифровая техника.
Мировые прогнозы таковы, что потребление бытовой техники идет к замедлению. Однако полное насыщение исключено: спад роста не приведет к замиранию. Развитие технологий и экономическая стабильность постоянно подогревают потребительский интерес, но в таких условиях потребительский бум, уже пережитый Россией, исключен.
Приморский рынок бытовой техники держится на трех китах - «Спектре», «В-Лазере» и «Домотехнике». Эти крупнейшие розничные торговцы Приморья чувствуют себя довольно уверенно. Разумеется, не оттого, что рынок закрыт от внешних игроков, а потому, что он достаточно развит по сравнению с центральной Россией. Отработаны каналы поставок, уровень сервиса. И все это благодаря благоприятной конкурентной среде.
Прихода московских сетей на приморский рынок ждали давно, готовились к этому. И вот пришло «Эльдорадо», которое предлагает бытовую технику под собственным брендом Elenberg. Магазин компании работает по принципу дискаунтера, то есть продает технику по сниженным ценам, как правило, уровня китайского рынка.
В принципе больших изменений «Эльдорадо» не привнесло. Сеть опробовала себя в Находке, и поначалу это вызвало эйфорию у людей, особенно чувствительных к цене. Но потом наметился отток. В любом случае перераспределение рынка произошло, и это показал пример в Находке. Мелкие предприниматели, конечно, пострадали от прихода москвичей. Ведь небогатые покупатели, потребители китайских рынков и мелких магазинчиков, пошли в этот магазин в надежде на хоть какие-то гарантии сервисного обслуживания.
С приходом «Эльдорадо» местные потребители было подумали, что теперь начнется экспансия других московских сетей. Но по большому счету наш регион им не интересен. Маленькие мы. Во всем Приморском крае живет не более 2 миллионов человек - меньше, чем в каком-нибудь округе Москвы. Поэтому вкладывать деньги в сложную логистику просто нет смысла, а тратить на это огромные средства нерентабельно. Им бы освоить города-миллионники, что говорить о Дальнем Востоке…
Справка «В»
Товары по сниженным ценам - это товары, возвращенные потребителями по той или иной причине: они восстанавливаются, ремонтируются и продаются по сниженной цене. Или же это товары с механическими повреждениями, полученными во время транспортировки. Но гарантия на такой товар сохраняется.
- Слухи о том, что какую-то из местных сетей перекупит крупный московский игрок, муссируются уже давно, - рассказывает Михаил Бирюлин, директор владивостокского представительства сети магазинов «Домотехника». - Они ни разу не подтвердились, хотя по слухам уже покупались все три крупные приморские компании…
По мнению Михаила Бирюлина, «Эльдорадо» у нас не прижилось. К примеру, когда в какой-то город приходит очередной рыночный игрок, он пытается занять самую выгодную торговую площадь. У «Эльдорадо» этого не вышло, потому что у нас уже существуют достаточно крупные магазины в современном формате самообслуживания, с технологиями продаж, программным обеспечением. А московские сети взамен этого могут предложить отсутствие гарантийного сервиса «на месте», доставки и не самые лучшие кадры, поскольку высококвалифицированные уже заняты, а тратиться на профессионалов москвичи не желают.
Техника серого цвета
Очень много оптовых компаний, поставляющих бытовую технику, находятся в Москве. И прежде чем продукция попадает на рынок Приморья, она проделывает крюк Китай - Москва - Владивосток. Но, по мнению Михаила Бирюлина, у москвичей подчас больше возможностей растаможить товар по серым схемам, левыми путями. Поэтому порой и выгоднее закупать продукцию именно у московских оптовиков. При этом не стоит удивляться, когда в первопрестольной встречаются товары с надписью «Made in China» по цене ниже, чем в Приморье.
- Кстати, борьба таможни с серыми схемами поставки то сотовых телефонов, то цифровой или плазменной техники сказывается только на предложении товаров в магазине, - говорит Михаил Бирюлин. - Вся эта борьба порождает дефицит. Лучше бы с коррупцией в таком случае боролись, которая является единственной причиной присутствия на рынке некачественного товара…
Цена на товар складывается из многих факторов, начиная с цены закупа до затрат на таможне. Как отметил Михаил Бирюлин, последние составляют не больше и не меньше 30 процентов от закупочной цены. Туда входит и коррупционная составляющая… Впрочем, проблема с таможней - это головная боль не для розничного бизнеса, а для оптовиков.
Начальник службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Леонид Гурин:
- Самая большая проблема для таможни - занижение таможенной стоимости товаров участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Бытовая техника относится к товарам с высоким уровнем налогообложения, так как ставки пошлин рассчитываются в процентном отношении от стоимости ввозимого товара. Декларирование дорогостоящего изделия по значительно более низкой цене позволяет недобросовестным участникам ВЭД сэкономить значительные суммы на уплате таможенных платежей.
Телевизоры, холодильники, стиральные машины и DVD-проигрыватели - самые проблемные в этом отношении товары. Эту бытовую технику очень часто пытаются ввезти под видом частей. Оформляют на разные лица. Трудности вызывает импорт холодильников. Если у телевизора можно просто измерить диагональ, то расчет объема холодильника в таможенном законодательстве не указан. Полезный объем, максимальный объем - эти величины определяет кто как хочет.
Справка «В»
Ставки таможенных пошлин на холодильники - 20 процентов от таможенной стоимости (не менее 0,24 евро за литр), стиральные машины - 15 процентов, телевизоры - 20 процентов (от 21 до 84 евро за штуку, в зависимости от диагонали).
С прошлого года, когда в Приморье была задержана крупная партия контрабандных сотовых телефонов, ДВТУ вместе с Федеральной таможенной службой России усилило таможенное администрирование в отношении ввозимой бытовой техники. В частности, согласно приказу Минэкономразвития РФ бытовая техника и электроника должны декларироваться обязательно с указанием модели товара. Чтобы дорогостоящие модели не стали дешевыми. Также ФТС создает единую электронную базу данных по ценам на товары, которая будет использоваться в ходе таможенного оформления для сравнения с декларируемыми ценами.
В 2005 году на просьбу предоставить достоверную ценовую информацию о своей продукции откликнулись 45 производителей. Крупные ассоциации, непосредственно заводы, такие как Samsung, LG, с таможенными органами охотно сотрудничают, так как для них создаются равные конкурентные условия.
Китайское и качественное - не антонимы!
Чтобы пройти таможню, продукция должна быть сертифицирована в соответствии с государственным стандартом. В Приморье есть несколько центров выдачи подобных сертификатов. Правда, система оценки в таком сертификате не «качественный - некачественный», а «опасный - безопасный». Практически во всех западных странах уже давно отказались от системы обязательного сертифицирования с такой системой оценок: производители подтверждают качество добровольно для поддержания имиджа. Если нет такого сертификата, вы просто не продадите свою продукцию, поэтому производители заинтересованы вкладывать в это деньги. Как рассказал руководитель органа по сертификации продукции некоммерческого партнерства «Испытательный центр сложной бытовой техники «ИСТЕХ» Юрий Бурлак, к добровольному сертифицированию движется и Россия, но это следующий этап развития нашего рынка. В «ИСТЕХе», например, уже предлагают добровольную сертификацию, которая отразит качественность товаров, но пока эта услуга не востребована. Кстати, как заметил Юрий Петрович, в последнее время в центре не выявляют опасную продукцию. Последний раз такое было в 2003 году, когда сертификат не дали уличным гирляндам. Но еще раз отметим, что понятия опасность и качество - несколько разные…
Китайская продукция, представленная на рынке, опасна уже тем, что она не сертифицирована. Это значит, является потенциально опасной. Даже если 99 процентов будут безопасными, совсем неприятно будет оказаться в числе покупателей этого одного процента…
Гипотетически через таможню «левая» продукция пройти не может. Но в приморских реалиях челночный бизнес и помогайки способствуют проникновению «серой» продукции на местные рынки и даже в магазины. Как заверил Юрий Бурлак, иной раз продавцы крупнейших и известных магазинов даже не понимают, что от них требуют, когда покупатель просит показать сертификат соответствия.
Добро пожаловаться!
Но недовольны покупатели не только магазинами. Жалуется население и на сервисные центры, которые нарушают сроки выполнения ремонта. Пожалуй, даже больше всего. Ведь некогда мощная сеть бытового обслуживания нынче распалась, а мастера не могут нормально работать в тесных каморках сервисных центров.
Нельзя сказать, что потребители остаются в выигрыше от новых участников рынка. Не успел москвич «Эльдорадо» толком начать торговлю, а в органы защиты прав потребителей уже поступают на него жалобы.
Холодильник источает неприятный запах, ломаются стиральные машины, телевизоры, микроволновки и пылесосы. Солидное количество претензий к электроинструментам. Сотовые телефоны - вообще отдельная песня…
Происходит такое с каждым годом все чаще и чаще по очень простой причине: производителей почти никто и ничто не ограничивает. И «клепают» они свои чайники и фены кто во что горазд. Сегодня «черная» техника - телевизоры, DVD, камеры, mp3-плееры - в основном производится в Южной Азии, есть что-то из России, корейские производители в основном производят товары у себя. А «белая» техника - стиральные машины, плиты, холодильники - делается в Европе, России, Корее, немного в Китае. Правда, сейчас Китай - не показатель худшего. Почти вся техника, поступающая в Приморье, собирается в этой стране. И ей ни в чем не уступают чисто китайские изделия из магазина «Бинь Хай», например. Либо изделия, собранные из корейских комплектующих на заводе «Океан» в Уссурийске. То же касается и цены. Специалисты говорят: не дешевое плохое, но дорогое - хорошее. Низкая цена совсем не гарантирует быструю поломку, но дорогой товар, купленный в специализированном магазине, сокращает возможность появления каких-либо проблем.
Кроме того, этому способствует внимательное изучение документов при покупке. Все, что включается в розетку, должно быть сертифицировано. Сертификат выдается либо в Москве, либо в местных органах сертификации. Любой из них действует на территории всей страны. В сопровождающих товар бумажках обязательно на русском языке должен быть указан адрес импортера или фирмы-изготовителя, коим может считаться сборщик. Причем трех букв КНР явно недостаточно, адрес должен быть точным.
Но, пожалуй, самый главный признак качества бытовой техники - наличие специального знака соответствия (стилизованных букв РТС) не только на коробке, но и на самом изделии. Это означает, что прибор смотрели российские специалисты.
И все-таки, если купленный агрегат, призванный упрощать быт, сломался, порядок действий таков: в письменной форме обратиться к продавцу. Один экземпляр претензии нужно оставить у себя, а второй продавец обязан принять и ответить в течение 10 дней. А уже в ответе будет указано, что сделать с товаром: отремонтировать по гарантии, отправить на экспертизу или вернуть деньги.
- Если мы замечаем рост отказов на определенную марку и определенную продукцию, мы отказываемся от ее поставок, - рассказывает Михаил Бирюлин. - Вот, например, возврат 2,5 - 4 процентов - сигнал к действию: или отказаться от поставок, или закупать определенные детали.
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, Вера КОНЮХОВА, «Владивосток»