Для кого гордость, для кого - «серая» зона
На прошлой неделе Приморский край посетила делегация Совета безопасности РФ во главе с заместителем секретаря Владимиром Назаровым...
На прошлой неделе Приморский край посетила делегация Совета безопасности РФ во главе с заместителем секретаря Владимиром Назаровым. Поездка была запланирована в контексте предстоящего заседания Совбеза РФ по проблемам Дальнего Востока, в частности, приграничного сотрудничества и торговли, поэтому основными объектами инспектирования для москвичей стали порт Восточный и автомобильный пункт пропуска «Пограничный - Суйфэньхэ».
К слову, на Дальний Восток Назаров прибыл не один, а в компании представителей министерств экономического развития и торговли, регионального развития, аппарата полномочного представителя президента в ДВФО и Федеральной таможенной службы. Как выразился сам замсекретаря, сейчас они нарабатывают общую модель комплексного рассмотрения проблем регионального развития, которую впоследствии можно будет применять к каждому из регионов страны. Задачи поездки – президентского уровня, поэтому и совещания, которые главный делегат провел на приморских объектах, изначально не предполагались проходными.
В торгово-экономическом комплексе «Пограничный - Суйфэньхэ» Владимир Назаров спрашивал персонально, заранее предупредив, что выступления в форме самоотчета не принимаются. Однако разговор с первых же минут принял не совсем оптимистичную окраску. Дело касалось взаимоотношений с ближайшими соседями.
- На сегодняшний день все инициативы приграничного сотрудничества принадлежат отнюдь не российской стороне, - говорит главный делегат, - для этого у нас нет нормативно-правовой базы. Вообще понятия «приграничной торговли» нет, и хозяина на этих территориях тоже нет. Приграничная торговля – это такая «серая зона», в которой происходит вывоз из России леса, сырья, биологических ресурсов.
Слова высокопоставленного московского чиновника невольно подтвердил вице-губернатор Приморского края Виктор Горчаков. По его информации, основные объемы сделок в Приморье сегодня охватывают КНР (около 37 процентов). С их стороны выступают сразу несколько долгосрочных проектов: от модернизации транспортной инфраструктуры до создания промышленного парка в Михайловском районе. Особенно настойчиво китайцы ищут способ выйти на порт Восточный. Соседи даже готовы построить еще один терминал. В свою очередь, российская сторона пока не рассматривает это предложение, предлагая соседям порт Зарубино, который загружен меньше.
Отдельный вопрос - автомобильное сообщение через российско-китайскую границу. Автомобильный пункт пропуска «Пограничный - Суйфэньхэ», который у нас есть сейчас, у Владимира Назарова особых нареканий не вызвал. Собственно, как и уже проделанная работа по застройке 84 тысяч квадратных метров торгово-экономического комплекса «Пограничный - Суйфэньхэ». А вот цель этой стройки легкое недоумение вызвала:
- Я не услышал ни одной мало-мальски вразумительной концепции этого проекта, - высказал свое мнение Владимир Назаров, - какова его идея и каким образом он может быть плюсом в развитии Дальнего Востока? Видимо, мы все-таки больше заняты приграничной торговлей с Китаем, но ведь Дальний Восток имеет отношения не только с ним. Надо широко смотреть на эти вопросы.
Однако, несмотря на все замечания, заместитель секретаря Совбеза РФ никаких резких выводов по результатам своей поездки делать не стал. Его визит – не проверка готовности номер один, а всего лишь, как было заявлено, этапный ход в поиске основ безопасности ДВФО в его динамичном развитии.
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»