50 рублей раздора
Представьте ситуацию: инспектор ГИБДД остановил на улице добропорядочного гражданина и выписал штраф в 50 рублей за то, что тот перешел дорогу в неустановленном месте. А теперь согласитесь, что мало кто из таких оштрафованных добровольно пойдет в банк, чтобы заплатить эти 50 рублей в течение месяца...
Представьте ситуацию: инспектор ГИБДД остановил на улице добропорядочного гражданина и выписал штраф в 50 рублей за то, что тот перешел дорогу в неустановленном месте. А теперь согласитесь, что мало кто из таких оштрафованных добровольно пойдет в банк, чтобы заплатить эти 50 рублей в течение месяца. И вроде ГИБДД свою работу сделала. Но дальше начинается нелегкий труд судебных приставов, отвечающих за принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.
По статистике, до 60 процентов постановлений-квитанций ГИБДД Приморья об уплате штрафов в размере до 100 рублей остается без исполнения. Смысл выписывать эти бумажки теряется. И граждане пребывают в полной уверенности, что за мелкие правонарушения им ничего не будет. Отсюда недалеко до серьезных нарушений правил дорожного движения.
Мелкие штрафы – головная боль для обеих структур.
- Судебные приставы с нашими 50 рублями не работают, - отмечает главный госавтоинспектор Приморья Юрий Оборин. - Ведь завести дело о неисполнении постановления инспектора ГИБДД стоит 213 рублей.
В свою очередь, для судебных приставов работать с такими делами - сущее наказание. Основную долю (70 процентов, а в ряде районов - до 100 процентов) рассматриваемых приставами исполнительных документов составляют постановления ГИБДД, в том числе поступающие из других регионов. Но, во-первых, в этих постановлениях зачастую неразборчиво указываются ФИО и адреса лиц, подвергнутых штрафу. Во-вторых, адреса правонарушителей вносятся в бланки постановлений с их слов и часто являются вымышленными. Срок рассмотрения исполнительного документа в канцелярии увеличен, правонарушитель не установлен, рабочее время потрачено впустую.
А кроме того, чтобы взыскать с человека 50 - 100 рублей, нужно потратить из федерального бюджета намного больше средств на бланки процессуальных документов, запросов, повесток, почтовые и транспортные расходы.
И это с учетом того, что до полутора тысяч постановлений ГИБДД поступает в отделы судебных приставов одномоментно, что исключает возможность их своевременной регистрации и объективно ведет к нарушению требований федерального закона «Об исполнительном производстве».
В итоге с начала 2006 года в Приморье было возбуждено примерно 31 тысяча 500 «50-рублевых» исполнительных производств, что составляет всего 39 процентов от общего количества административных постановлений, на сумму 1 миллион 452 тысячи рублей. А это лишь 1,5 процента от всей суммы, подлежащей взысканию. При этом только 13 тысяч 120 исполнительных производств с суммой взыскания до 50 рублей (41 процент от общего числа) завершены в связи с полным исполнением. В казну принудительно взыскано всего 657,4 тысячи рублей.
В некоторых городах и районах Приморья, например, Партизанске, Большом Камне, Шкотовском районе судебные приставы-исполнители выходят на дороги вместе с сотрудниками ГИБДД. Это позволяет оперативно взыскивать штрафы с водителей-должников, уже имеющих в своем багаже неисполненные постановления. В Дальнереченске судебные приставы совместно с сотрудниками ОВД и ГИБДД выезжают по адресам должников для проверки их имущественного положения и взыскания штрафов по месту жительства.
Тем не менее и гаишники, и судебные приставы бьются над тем, чтобы с правонарушителей можно было взимать штрафы в размере от половины до одного МРОТ непосредственно на месте совершения правонарушения.
Автор: Вера КОНЮХОВА, «Владивосток»