Налог на пожертвования? Безнравственно…

Всякому понятно, что для нормальной жизнедеятельности организации необходима «периферия», инфраструктура. Армия состоит не только из боевых частей, но и из тыла - попробуй-ка без него повоевать! Точно так же невозможно совершение богослужения в храме без нормального обеспечения, которое происходит в других помещениях...

6 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2028 от 6 окт. 2006

Протоиерей Ростислав Мороз, председатель отдела религиозного образования Владивостокской епархии Русской православной церкви, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока:

- Всякому понятно, что для нормальной жизнедеятельности организации необходима «периферия», инфраструктура. Армия состоит не только из боевых частей, но и из тыла - попробуй-ка без него повоевать! Точно так же невозможно совершение богослужения в храме без нормального обеспечения, которое происходит в других помещениях. Получается, храм от налога освобожден, а трапезная, просфорная, свечной завод? И разве не абсурд, с точки зрения здравого смысла, обложить налогом епархиальное управление?

Недавно на конференции в Хабаровске «Христианство на Дальнем Востоке» протоиерей Владимир Воробьев, ректор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, одного из ведущих учебных заведений Русской православной церкви, посетовал, что отрицательная практика взаимоотношений церкви и государства продолжается. Ни одно нормальное государство с традиционной церковью так не поступает. В развитых странах государство предпочитает с церковью (не с экстремистами, конечно, а традиционными конфессиями) дружить, и нигде имущество религиозных организаций не облагается налогом. Наоборот, нередко есть специальные целевые программы выделения средств на те или иные церковные нужды. Почему? Потому что государство прекрасно понимает, что традиционная религия - это опора стабильности общества. Традиционная церковь всегда консервативна, она воспитывает в гражданах здоровое нравственное начало, стремление к порядку.

Сложилась такая ситуация, когда именно наши храмы стали «перевалочной базой» - сюда люди несут поношенные или почти новые вещи, обувь, потому что в крае масса точек, где все это очень востребовано. Не во Владивостоке, а в дальних селах, где настоящая нищета, и программы государства в отношении таких людей практически не работают.

Или вот трапезная в Свято-Никольском храме: здесь ежедневно кормят до ста человек - нищих, убогих, бомжей. Государство вычеркнуло их из списка живых, но кто-то же должен им помочь? Было бы больше возможностей - мы делали бы больше.

На конференции приводили такой пример: протоиерей Дмитрий Смирнов при одном из московских храмов организовал приют для бездомных детей. Через короткое время его пришлось закрыть: начались бесконечные проверки чиновников, что-то там не соответствовало санитарным и другим нормам (видимо, на вокзале, где до этого обитали эти ребята, санитарные нормы соответствовали)… Хотя реально в том приюте порядку было больше, чем в любом государственном учреждении, но противостоять системе оказалось невозможно.

Кто окажется под самым сильным налоговым ударом? Скажем, есть монастырь в Линевичах, где все развивается только трудом женщин-насельниц. Так вот: там налог на строения, сельхозугодья, хозяйство и технику окажется почти неподъемным…

Вообще городскому приходу заплатить налог, наверное, большого труда не составит: имущества мало, да и пожертвования в городе есть. Но что делать сельским приходам?! Их деятельность может быть серьезно подорвана.

А если при этом мы вспомним про засилье сектантов? Перед ними такие вопросы, как правило, не стоят - они либо не регистрируются вовсе, либо имущества не имеют, а собираются на квартирах.

Иногда люди спрашивают: а с такой деятельности церкви, как крещение, венчание и др., нужно платить налог?

Только в больной голове может родиться представление о церкви как о некоем комбинате услуг, которые мы оказываем для населения. У церкви совершенно иные задачи и функции! То вознаграждение, которое люди платят в церкви, называется пожертвованием. Сумма таких пожертвований никем не назначается. И требовать с них налог все равно что возле ящика для пожертвований на лечение больного ребенка где-нибудь в супермаркете поставить налогового инспектора…

Кстати, по решению законодательных органов большинства регионов России церковь освобождена от налога на имущество либо ставки существенно снижены.

Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»