Дебют смешанной системы
Предвыборное напряжение в Приморье подходит к своему пику. Становятся понятными разъяснения о том, что впервые в истории краевое Законодательное собрание избирается по «смешанной системе»...
Предвыборное напряжение в Приморье подходит к своему пику. Становятся понятными разъяснения о том, что впервые в истории краевое Законодательное собрание избирается по «смешанной системе». Все действительно смешалось: действующие депутаты, большая часть которых намерена переизбраться, оказались не в силах провести последнее сентябрьское заседание, вчерашние товарищи по партии «мочат» друг друга в одномандатных округах, и все это сдабривается регулярными призывами кандидатов «за честные выборы», напоминающими не менее абсурдные лозунги типа «рок-музыканты против наркотиков»…
По новым правилам
По состоянию на 4 октября на 20 мест в Законодательном собрании претендуют 126 кандидатов, выдвинувшихся по 20 одномандатным избирательным округам. Вторые 20 мест будут поделены между 10 политическими партиями, зарегистрировавшими свои списки. Чтобы партия прошла в ЗС и получила право на некоторое количество мест, ей необходимо набрать не менее 7 проц. голосов избирателей, пришедших на выборы. «Партийный» бюллетень для всех приморцев будет одинаков; в нем будут указаны только лидеры партсписков – по пять фамилий, но любопытные смогут ознакомиться с полным составом списков прямо на участке. Фигуранты второго, «одномандатного», бюллетеня в каждом из 20 округов Приморья свои. Для избрания одномандатника уже не нужно 50 проц. плюс один голос: согласно новой редакции Избирательного кодекса Приморья избранным признается тот кандидат, который «получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании». Срок полномочий четвертого созыва ЗС составит уже не четыре, а пять лет.
Другое важное законодательное новшество, которое на выборах 8 октября будет обкатано впервые, - дисквалификация популярного кандидата по фамилии Против всех. Многоопытный председатель Центризбиркома Александр Вешняков не без оснований опасается, что это может привести к переходу традиционного электората этого кандидата в стан оппозиционных сил. Если, конечно, «протестанты» вообще явятся на участки. Кстати, голосование в воскресенье будет проходить с 8 до 20 часов по местному времени.
Так как 8 октября – один из двух в году «единых дней голосования», в ближайшее воскресенье не все приморцы будут избирать лишь депутатов Законодательного собрания. В Дальнегорске пройдут повторные выборы главы данного городского округа. В семи муниципальных районах и городских округах, а также в 20 городских и сельских поселениях – выборы депутатов соответствующего уровня.
Завтрашний день должен стать «перемирием»: с 00.00 субботы агитация запрещена, чтобы никто не давил в субботу и воскресенье на сознание избирателей. Впрочем, черные технологии еще никто не отменял.
«За нечестные выборы!»
На фоне предвыборных скандалов прошлых лет нынешняя агитационная кампания завершается довольно скучно. Были нападения на агитаторов во Владивостоке и Уссурийске с изъятием листовок и предложениями «прокатиться в машине». Но головы в этот раз никому не проламывали, бейсбольными битами предвыборные штабы соперников не разгоняли. Напротив, резко интенсифицировалось использование такой грязной (в буквальном смысле слова) технологии, как граффити – надписи спреем на заборах и стенках, а также заляпывание грязью шикарных партийных билбордов. Примеры подобной контрагитации, уродующие облик городов и весей Приморья, можно встретить повсеместно, а благодарить за это надо, в первую очередь, вовлечение в кампанию молодежи и студенчества – дешево и сердито. Из судебных разборок привлекли внимание, пожалуй, попытки ЛДПР оспорить регистрацию РПЖ, но они оказались безуспешными. Можно было бы говорить о снятии кандидатуры Николая Марковцева по заявлению Леонида Бельтюкова как о примере жесткой конкуренции в духе прошлых лет, но решение краевого суда не вступило в силу до соответствующего решения Верховного суда, то есть снятия как такового пока не было.
Однако подобное затишье бывает обычно перед бурей, вот и предвыборные штабы готовятся к худшему. Даже если отбросить традиционный мобилизационный пиар, существует все же целый ряд прецедентов - доказанных судом фактов незаконной деятельности штабов и избирательных комиссий. На прошлых выборах в ЗС в пригороде Владивостока удалось привлечь милицию к задержанию с поличным агитаторов бывшего мэра Артема Александра Терентьева: багажник припаркованного у избирательного участка автомобиля был набит водкой, привлеченных выпивкой маргиналов снабжали заполненными бюллетенями, а на выходе из участка они возвращали за 100 рублей чистые бюллетени – для следующего «избирателя». Так называемую карусель удалось доказать в суде, за что Терентьев лишился мандата в пользу Надежды Ашаевой.
Другой известный пример – выборы в Дальнегорске в конце прошлого года. С избирателями заключался договор (типичная филькина грамота) на работу агитатором и выдавались 100 рублей авансом с обещанием дать еще столько же после «правильного» голосования. Все бы ничего, но некоторые избиратели наивно пошли получать свою вторую сотню рублей непосредственно в избиркомы! Более сотни свидетелей по делу не позволили замять дело, были и другие нарушения, в результате выигравший было выборы Дмитрий Фотьянов покинул кресло мэра, чтобы вновь принять участие в выборах главы города 8 октября. Сейчас «договорные» расценки, по некоторым свидетельствам, подросли и доходят до пятисот рублей при 200-рублевом авансе. Самый свежий случай подобного рода – выборы главы Дальнереченского района весной этого года. Проверка прокуратуры показала, что Каруш Степанян, неожиданно выигравший выборы во втором туре у действующего главы Анатолия Фтодосьева, скупал не только голоса избирателей, но и членов избирательных комиссий.
Между тем судебный прецедент уголовного наказания избиркомовцев за нарушения выборного законодательства пока что существует в Приморье в единственном числе. Речь идет о деле Инны Васильевой, председателя комиссии на участке №240 в ходе выборов мэра Владивостока 2004 года. Она получила 3 года условно за то, что выдавала бюллетени никогда не голосующих избирателей представителям завезенной из Хороля «маневренной бригады избирателей». Осуждение председателя избиркома – исключение, подтверждающее правило. Подобный механизм фальсификации волеизъявления избирателя в целом хорошо отработан, махинации остаются незаметными для наблюдателей соперников, но есть и недостаток – естественным образом ограниченный масштаб фальсификации. Вбросить больше 5-8 процентов от общего числа избирателей невозможно физически, если «куплена» не вся комиссия. Однако и этого порой хватает для победы при низкой явке избирателей. Высокая явка позволяет свести на нет эффект большинства из вышеперечисленных грязных приемов предвыборной борьбы.
Партбилет – не пропуск в спецбуфет
Формирование партийных списков и выдвижение одномандатников не обошлось без тайных и явных интриг. Так, Аграрная партия России - единственная партия, решившая вместо внесения залога собирать подписи, - на этом и обожглась: из-за выявленных нарушений аграриев к выборам не допустили. В случае со списками «Единой России» (их два – фигуранты собственно партийного списка и те, кто выдвигается от партии по одномандатным округам) главной «линией напряжения» стали разногласия между московскими и приморскими единороссами, а также трения среди последних. Москвичи изрядно поработали над присланными в столицу списками, в результате чего ряду видных партийно-хозяйственных деятелей Приморья (навскидку: Лысак, Текиев, Масловский, Степанченко…) пришлось самовыдвигаться. А некоторые, как, например, Игорь Пушкарев, Дмитрий Глотов, Юрий Серебряков, вообще не стали участвовать в выборах, хотя сначала рассчитывали на поддержку партии и фигурировали в соответствующих бумагах. Еще один сюрприз: летом лидер приморских единороссов Владимир Курилов заявлял, что пятое место в списке достанется даме. Например, «главной женщине Приморья» Зинаиде Иовковой. Но последняя в итоге стала второй в списке «Российской партии жизни», а пятую позицию у единороссов занял… худрук театра имени Горького Ефим Звеняцкий.
Партийный список другой крупной партии, КПРФ, тоже мог быть иным. Поговаривают, что руководителя Дальневосточного отделения РАН академика Валентина Сергиенко кое-кто отговорил от похода в политику. В результате в списке коммунистов из широко известных персон остались разве что депутат Госдумы Владимир Гришуков и мэр Арсеньева Владимир Беспалов.
Подготовка к выборам-2006 позволяет констатировать, что редкий депутат не желает переизбраться. Из 38 действующих депутатов Законодательного собрания по одномандатным округам зарегистрированы в качестве кандидатов 28 человек (один из них, Владимир Хижинский, позже снял свою кандидатуру - возможно, чтобы не противостоять коллеге Масловскому). Еще один, Виктор Пинский, попытает счастья в составе партсписка «ЕР», а двое – Юрий Привалов и Александр Мамошин – решили погнаться за двумя зайцами сразу, выдвинувшись как по одномандатным округам, так и по спискам. Таким образом, на данный момент пытаются избраться вновь 28 депутатов. Характерно, что подавляющее большинство из них предпочли выдвигаться как одномандатники. Перспективы политических партий (за исключением самой «главной», а также первых позиций еще в одном-двух-трех партсписках) они оценивают более чем трезво.
Интересен и состав невыдвинувшихся. Это Адам Имадаев (судя по всему, напрочь разочаровавшийся в эффективности демократических механизмов на нашей почве), Андрей Куликов и Надежда Мылова (решившие поработать в Корякии бок о бок с бывшим коллегой по ЗС Олегом Кожемяко), Аркадий Кузнецов, Олег Липаев, Николай Морочек, не попавший в партсписки Юрий Серебряков, Анатолий Чистяков (которому предстояла борьба с Юрием Степанченко) и Владимир Хмель. Характерно, что перечень «невыдвиженцев» почти совпадает со списком депутатов, не явившихся 27 сентября на последнее заседание ЗС третьего созыва, из-за чего оно оказалось сорванным: Хмель, Имадаев и Куликов находились в тот день «за пределами края», Кузнецов, Серебряков и Хижинский болели, Липаева, Мылову и Морочека вообще найти не удалось.
Предвыборный ажиотаж наблюдается и в Думе Владивостока. Из 25 депутатов думы в Законодательное собрание выдвинулись 15 человек, из-за чего даже оказались сорванными заседания думских комиссий. Компанию действующим депутатам составляет спикер Думы Владивостока предыдущего созыва Борис Данчин.
Дорогие гости
Канун выборов – традиционное время визитов различных высоких лиц из Москвы. В Приморье первыми отметились левые партийные лидеры – Геннадий Семигин, Геннадий Зюганов, Сергей Бабурин. Вслед за ними настал черед Сергея Миронова и Игоря Зотова, был и глава Центризбиркома Александр Вешняков. Раньше всех пообещал приехать Владимир Жириновский, но слова своего не сдержал: сослался на занятость и работу над бюджетом-2007. А ведь Вольфович объявлял о том, что намерен растаможить во Владивостоке машину и лично перегнать ее по крайней мере до Хабаровска! Идея втуне не пропала: «Тойоту» растаможили для коллеги Жириновского – другого вице-спикера Госдумы Сергея Бабурина. Последнего, видимо, бюджет занимает меньше. Как и самого председателя думы Бориса Грызлова, прибывшего в Приморье под самый занавес предвыборной кампании, да еще и с целой футбольной командой. Приходится признать, что над федеральным бюджетом в России работает один Жириновский. От этого процесса его не оторвет даже перспектива мытья обуви в водах Тихого океана.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»