Юрий Оборин: Безопасность на дорогах - наше общее дело!

О том, как уменьшить количество аварий, рассказывает главный госавтоинспектор Приморья...

29 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2024 от 29 сент. 2006

С подачи президента Путина повышение безопасности на российских дорогах становится настоящим национальным проектом.

Еще в ноябре прошлого года президент посвятил этой теме заседание президиума Госсовета. В декабре 2005 года проект федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» был одобрен на заседании правительства, а 20 февраля 2006 года, после доработки, утвержден окончательно. Рассказывает начальник УГИБДД УВД Приморского края полковник милиции Юрий Оборин:

- В большинстве цивилизованных стран повышением безопасности дорожного движения занимаются особые органы при правительстве или президенте. В России такой структуры долгое время не было (за госавтоинспекцией закреплены лишь контрольно-надзорные функции). Но два года назад на главу МВД РФ возложили координацию деятельности всех федеральных и региональных органов власти в этой сфере. В результате появилась ФЦП, а в апреле 2006 года - и правительственная комиссия под руководством вице-премьера Александра Жукова, контролирующая ее выполнение.

В программе четыре блока. Это прежде всего повышение правового сознания населения и предупреждение опасного поведения на дороге, инженерные меры по совершенствованию организации движения, затем - развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП и, наконец, развитие нормативно-правовой базы. Общий объем финансирования составит 52,7 млрд. рублей, из которых 21,6 млрд. возьмет на себя федеральный бюджет. Остальное - средства бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Цель программы - к 2012 году уменьшить число погибших на дорогах по сравнению с 2004 годом в полтора раза, а также снизить на 10 процентов количество ДТП, в которых страдают люди.

Для выполнения ФЦП на территории Приморья разработан проект соответствующей краевой программы, который проходит экономическую экспертизу. Первоочередная задача - утвердить этот документ на заседании Законодательного собрания. Реализация мероприятий программы в Приморском крае потребует около 2 млрд. рублей, причем участвовать в ее выполнении должны как краевые, так и муниципальные власти. На недавнем совещании в Хабаровске министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев подчеркнул, что ответственность за высокую аварийность несет не госавтоинспекция, а система в целом: транспортники, дорожники, органы здравоохранения, образования и т. д. На этом принципе и построена ФЦП. К примеру, дорога проходит через населенный пункт, а освещения нет, пешеходов в темноте просто не видно. В этом случае будем спрашивать с глав местных администраций: избрался - обеспечивай безопасность жителей.

- Какие конкретные мероприятия ждут Приморье в рамках выполнения программы?

- Мы усиливаем разъяснительную работу, ведь 80 процентов ДТП в России и Приморье совершается по вине водителей. Будем повышать правовое сознание, в том числе и через административные рычаги: в ближайшее время Госдума примет некоторые поправки в КоАП и другие законопроекты. Кстати, в прошлом году я принимал участие в Женевской конференции, где были представители почти 60 стран, и оказалось, что за границей штрафы зачастую выше, чем средняя зарплата. И никто не говорит, что это очередные козни государства. Мы просто вынуждены повышать штрафные санкции, потому что в год на дорогах России гибнут 35 тысяч человек!

Наибольшая доля финансирования программы пойдет на организацию дорожного движения. Кстати, в Приморье уже действует краевая целевая программа по снижению аварийности, которая войдет составной частью в федеральную. В прошлом году мы с вице-губернатором Владимиром Розенбергом даже выступали на правительственном совещании с нашим положительным опытом: в выявленных очагах аварийности удалось снизить количество ДТП на 18 процентов. Очевидно, что сегодня необходимо разводить водителей и пешеходов, например, путем строительства надземных переходов, чтобы они вообще не могли пересекаться друг с другом. Точно так же разводить встречные потоки транспорта. Везде в цивилизованном мире все дороги вне населенных пунктов имеют разделительные полосы, и такой вид ДТП, как лобовое столкновение, сразу уходит из статистики. У нас же такие аварии по-прежнему происходят - например, на трассах «Владивосток - Уссурийск» и «Владивосток - Находка»…

Другое направление программы - развитие системы оказания помощи: почти 30 процентов погибших в результате ДТП не удалось спасти именно из-за несвоевременного оказания помощи. Кроме того, мы ждем принятия федерального закона о пассажирских перевозках. Идет речь и об укреплении материально-технической базы ГИБДД, доведении штатов до положенной численности. В Приморье сегодня около 1800 инспекторов, а должно быть порядка 5000.

Еще один важный пункт, по которому есть поручение президента, касается автошкол. Мы специально ездили по этому поводу в Южную Корею. Их система подготовки водителей ориентирована на реальные условия, там учат не просто трогаться и останавливаться, а выходить из экстремальных ситуаций. При сдаче экзамена в Южной Корее практически исключен человеческий фактор: автогородок, имитирующий дороги настоящего города, буквально напичкан приборами, фиксирующими каждое движение.

- Вы упомянули, что Госдума обсуждает новые поправки в административное законодательство…

- Уже согласовано возвращение балльной системы учета правонарушений. Кроме того, планируется значительное увеличение штрафов за такие нарушения, как несоблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и др. Изменится и сам механизм применения штрафных санкций: возможно, за неуплату в установленный срок сумма штрафа будет расти в прогрессии, а небольшие штрафы разрешат оформлять на месте.

Остаются сложности с медицинским освидетельствованием водителей: в сельской местности подозреваемого подчас везти просто некуда. Поэтому возникло предложение разрешить (при согласии самого водителя!) проведение освидетельствования на месте при помощи специального прибора, показывающего уровень содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе.

- Юрий Владимирович, вы проводите встречи со всеми желающими на площадях приморских городов. Есть эффект?

- Мы уже побывали в Уссурийске, в Арсеньеве, Спасске-Дальнем, на очереди - поездки в Находку, Лесозаводск, затем такая же встреча пройдет на центральной площади Владивостока. Это позволяет, во-первых, разъяснять гражданам все актуальные вопросы, а во-вторых, выслушивать их предложения, выявлять прецеденты неправильного толкования норм на местах. Поэтому я считаю такую форму работы очень полезной.

Автор: Записал Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»