И вам приснится все, что видел я во сне...

В Китае говорят, что мужчина в 40 лет - еще мальчик... Кажется, внешний вид и манеры этого чрезвычайно энергичного, веселого, находящегося всегда в движении человека доказывают это восточное утверждение. А если вы услышите его неповторимые «Привет-привет!» и «Пока-пока!», стопроцентно вызывающие улыбку, вам покажется, что и живет он беззаботно, без особого напряжения и трудностей...

29 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2024 от 29 сент. 2006

В Китае говорят, что мужчина в 40 лет - еще мальчик... Кажется, внешний вид и манеры этого чрезвычайно энергичного, веселого, находящегося всегда в движении человека доказывают это восточное утверждение. А если вы услышите его неповторимые «Привет-привет!» и «Пока-пока!», стопроцентно вызывающие улыбку, вам покажется, что и живет он беззаботно, без особого напряжения и трудностей... Но пообщавшись с ним или став его другом, вы найдете в нем глубокий и интересный мир разнообразнейших чувств и эмоций, оригинальных суждений и противоречий, неуемную энергетику, талант мастера своего дела, способности незаурядного организатора... Вот таким стал сейчас выпускник Дальневосточного государственного института искусств Сергей Форостовский.

«Транзит» - проект молодых художников

- Почему транзит? Да потому, что творческая жизнь - дорога. И у каждого своя: один движется в пространстве, другой - в памяти, третий осмысливает мировую культуру, сообразуясь со своим творческим кредо, четвертый хочет следовать только традиционным путем. Но неизменно одно: все в развитии и в пути, - так объясняет Сергей идею и смысл проекта. Все участники его имеют общую альма-матер - Владивосток, институт искусств. Разбрелись они по миру в поисках творческого и личного счастья. Иногда встречались.

Постепенно возникла идея транзитных выставок, где главное - скорость, мобильность. Как говорит Сергей, один из вдохновителей и организаторов проекта: «Может быть любое количество работ и участников - вскакивать и выпрыгивать можно на любой остановке. Непреложное условие - коммуникабельность, добровольность и, само собой, песнь души автостопщика и авантюриста. Вот такой может в одночасье сорваться, надеть полосатый тельник и рвануть к черту на кулички, к морю, к свободе».

Проект имел большой успех. Его участники стали известны широкому кругу специалистов-искусствоведов и публики. Их стали приглашать на разнообразные выставки... Оказалось, что эти быстрые «привет - пока», встречи под перестук колес бередят душу и доставляют огромную радость и самим художникам, и их почитателям.

Справка «В»
1981 - 1985 гг. - художественное училище, Владивосток.
1985 - 1993 гг. - Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток
1995 - 1998 гг. - творческие мастерские РАХ, г. Красноярск
С 1998 года - член Союза художников России. Персональные выставки: Иокогама (Япония), Харбин (КНР), Красноярск. Участник групповых региональных, всероссийских и международных (РФ, Германия, КНР) выставок. Его работы находятся в коллекциях  (частных и музейных) в России и за рубежом.

Владивосток, Советская Гавань, Благовещенск, Барнаул, Новокузнецк, Харбин, Красноярск. Тут пролетал экспресс «Транзита», этого, безусловно, необычного новаторского проекта, оставив заметный след в культурной жизни этих городов и регионов. А Сергей, обладая, говоря словами Сент-Экзюпери,  самой большой роскошью в жизни - роскошью человеческого общения, стремительно несется вперед...

В холодном Харбине - теплый ветер Сибири

С Китаем у него как-то сразу возникла взаимная любовь с первого взгляда. Сергей не может согласиться с утверждением Киплинга: «Восток есть Восток, Запад есть Запад, им не сойтись никогда». Конечно, восточная и европейская культуры очень разные. Но мир един. Традиционное межнациональное общение наших народов, китайского и русского, дает прекрасные всходы. В последнее время особенно много реальных примеров плодотворных контактов. Уникальный Музей русского искусства, созданный энтузиастом пропаганды русского искусства Лю Минсю, - один из таких примеров. Сергей много сделал для реализации идеи создания творческих мастерских живописцев при Музее русского искусства на Солнечном острове в Харбине.

«Сибирский теплый ветер» - так называлась выставка, приуроченная к открытию мастерских, которые художники-россияне сразу окрестили «харбинские дачи». А потом была выставка «Восточный экспресс. Красноярск  - Харбин», демонстрирующая более 600 произведений красноярских живописцев, скульпторов, мастеров графики и декоративно-прикладного искусства. Очень многие работы написаны именно на Солнечном острове, тематика большинства произведений навеяна загадочным и чарующим Китаем. Сколько же сделал Сергей для успешного «транзита» «Восточного экспресса»! Работы было море: отбор лучших произведений, создание и оформление буклета, организация встреч и ведение переговоров с китайской стороной...

Там, по ступеням светотени...

От картин Сергея исходит какое-то особенное сияние, они создают спокойно-умиротворенное настроение. Речь идет о произведениях, созданных в Китае или как-то связанных с этой страной. Он первым из современных художников сделал серию «Харбинские ню». Девушки-китаянки на этих полотнах не просто грациозны, изящны, прекрасны. Каждая из картин - трогательная история, прочтенная автором по глазам, изгибам молодых восхитительных тел. А как хорошо подобран интерьер! Какие краски! Какое интересное композиционное решение!

Сергей любит поэзию, знает много стихов. Как-то он сказал, что ему кажется, Андрей Тарковский написал о нем:

И это снилось мне, и это снилось мне,
И это мне еще когда-нибудь приснится,
И повторится все, и все довоплотится,
И вам приснится все, что видел я во сне.

Вот и увидели многие россияне Китай глазами Сергея Форостовского. Впрочем, нет. У этого живописца есть особый дар: он обращает ваше внимание на тот или иной поразивший его уголок незнакомой вам удивительной страны, а дальше вы сами принимаете или нет эту художественную реальность, восхищаетесь или остаетесь равнодушным. Хотя вот как раз последнее сделать трудно. Почему? Полюбив Китай, Сергей начал изучать его искусство. Впечатлило и потрясло искусство гохуа. Эти написанные тушью своеобразные произведения заставляют поверить, что несколько взмахов толстой кисточки с заостренным концом, похожим на перо, могут создать образ цветка, листка, птицы, рыбы, рака, лошади. И не статичный, а полный силы, движения, энергии.

Все больше и больше проникая в тайны гохуа, Сергей решил соединить этот вид традиционной китайской живописи с европейской масляной живописью. Так родилось новое чудо живописного искусства. Новой стала и тематика: пейзажи. Картины, сделанные в этом новаторском стиле, удивительно теплые и строгие одновременно. Художник очень удачно нашел цветовое решение: вся гамма золотисто-коричневого, молочно-белый, приглушенный желтый. Создается иллюзия какой-то удивительной фотографии, полной света и воздуха. Думаю, специалисты оценят этот своеобразный опыт художника Форостовского. 

А Сергей продолжает творить, искать, отрывать для себя что-то новое, путешествовать. Вот совсем недавно он побывал в Тибете. «Впечатлений масса! Я вернулся совсем другим!» - восторженно кричит он в телефонную трубку после своего обычного «Привет-привет!». Мы, его друзья, впрочем, уже привыкли к его частым переменам и порой непредсказуемым поступкам. Ведь главное - он всегда остается самим собой, человеком, верным своим близким, своему искусству, своей судьбе.

Автор: Лариса Жебокритская (фото автора), специально для «В», Харбин