Партизанская судьба (Окончание. Начало в номере за 22 сентября)
Мрачные копры шахт - зрелище печальное. Бывшая шахта «Центральная» - последняя, которую закрыли в 2003 году, так сказать, без суда и следствия. Точнее, так: здесь, на муниципальном предприятии по добыче угля (так в свое время переименовали «Центральную»), случился взрыв, на глубине почти 800 метров погибли пятеро горняков...
Воспоминания о будущем
Люди, давно не заезжавшие в Партизанск, поставили на шахтах крест. А зря.
- Если бы в угоду Международному валютному фонду не закрыли шахты, сегодня они работали бы рентабельно, а город бы ожил, - такое мнение довелось услышать от многих людей.
Мрачные копры шахт - зрелище печальное. Бывшая шахта «Центральная» - последняя, которую закрыли в 2003 году, так сказать, без суда и следствия. Точнее, так: здесь, на муниципальном предприятии по добыче угля (так в свое время переименовали «Центральную»), случился взрыв, на глубине почти 800 метров погибли пятеро горняков. Горе, конечно, непоправимое. Тогда, на волне эмоций, это стало поводом горную промышленность в Партизанске кончить окончательно и бесповоротно. Остальные шахты были закрыты раньше: угольная промышленность по всей стране оказалась дорогостоящей, малорентабельной, опасной, технологии устаревшими. Тем более что впереди потребителей ждало нефтяное и газовое счастье. Огромные запасы высококачественных коксующихся углей Партизанска оказались никому не нужными.
Прошло время. Партизанск всерьез стоит перед задачей: угольную промышленность возродить.
- Пока из всех шахт работает лишь «Правобережная» - ее в свое время включила в свой состав Сибирская угольная энергетическая компания, - говорит глава городского округа Игорь Рулько. - Работает прибыльно, почти весь уголь идет на экспорт. Но сегодня нашими высококачественными углями активно интересуются Китай, Южная Корея, Япония. Однозначно одно: с тенденцией роста цен на нефть мы неизбежно вернемся к углю. Цена на уголь тоже растет, уже сейчас добыча его становится все более выгодной. Но для возрождения шахт нужны огромные инвестиции.
Увы, самое безнадежное дело оказалось с «Центральной»: после закрытия шахты некоторое время ствол сохраняли, а потом попросту затопили. Специалисты говорят, что восстановить ее практически невозможно.
Гораздо более благоприятная ситуация с шахтой «Тигровая»: строительство ее в свое время было не завершено, шахта аккуратно законсервирована. Достроить и начать добычу углей - дело вполне реальное. Запасов, по прогнозам экспертов, хватит как минимум лет на 50.
- Власти ряда китайских городов проявили огромный интерес к углям, их интересует шахта «Тигровая», она в состоянии давать от 1 млн. тонн в год, - продолжает Игорь Рулько. - Подписан протокол о намерениях с корейской компанией «ДЭУ-интернешнл». Компания «Корея-эко» уже зарегистрирована на территории Партизанска, она выразила намерение заниматься добычей углей, инвестировать средства в переработку золоотвала Партизанской ГРЭС. При этом технологии разработали российские специалисты. Более того, в мире сегодня появились новые технологии, которые позволяют из твердого углеводородного сырья добывать высококачественное легкое моторное топливо, то есть дизтопливо и бензин высокого европейского качества. Боюсь сглазить, но и здесь потихоньку появляются инвесторы.
Пока всяческие иностранные делегации лишь ездят, смотрят, считают, пробуют уголек на вкус и цвет - решения об инвестициях принимаются туго. Но уверенность все крепче: отличные партизанские угли так или иначе будут вновь востребованы уже в ближайшее время. Только бы дожить партизанцам до этих благословенных времен.
Планы на житье
На харбинской ярмарке Партизанск - один из немногих дальневосточных городов - представил не один десяток своих инвестиционных проектов. Причем маниловщиной здесь, в общем, не пахнет, в основном все реальное и приемлемое. Здесь и создание этнической деревни на базе Шайгинского раскопа, и переработка золоотвала Партизанской ГРЭС, создание цеха по производству быстрозамороженной продукции (ведь рядом - сельскохозяйственная Золотая долина), экспериментального рыборазводного хозяйства, цеха по выпуску мороженого, реконструкция деревоперерабатывающего цеха с безотходным производством, производство кирпича и изделий из глины, инновационные методы строительства дорог и многое другое. Вполне реально создание мусороперерабатывающего завода: в рамках краевой программы в городе уже построен и действует полигон твердых бытовых отходов, осталось эти отходы пустить в дело, технологии давно есть. «На выходе - металл, бумага, полиэтилены, пластиковая черепица и пластиковая брусчатка. Все это - не только продукция, но и рабочие места», - мечтает Рулько.
Но только мечтать сегодня мало. Важно, что получается в реальности.
А в реальности - в Партизанском городском округе сохранено единственное до Урала звероводческое хозяйство «Тигровое». Сегодня предприятие стабильно работает, даже приплод получили - 5-6 щенков норки на самку. Хозяйство тоже представили в Харбине, искали партнеров для выделки шкурок. В крестьянское хозяйство «Бархатное» доставили 125 австралийских буренок.
Подросли турфирмы: предлагают таежные радости - домик, банька, прогулка верхом, иностранцам нравится. Свои больше склонны приезжать на горнолыжную базу в селе Наречном. Летом тут детский центр отдыха, зимой лыжники наезжают. Но бизнес этот серьезным мог бы стать (вон Китай, как потерпевший, строит базы! Что там Китай - в Турции искусственную гору на крытом стадионе насыпали!). Но без финансов - какое развитие?
И все же, признаться, даже внешне город не напоминает умирающий организм: сюда пришли владивостокские и находкинские компании по продажам бытовой техники, мебели, сотовых телефонов, расцветив фасады жизнеутверждающей рекламой безграничного потребления. Они что, сошли с ума и себе в убыток работают? В какой-то степени это парадокс: в городе, который так тяжело выживает, как грибы растут торговые центры. В бывшей городской гостинице нынче торгуют бытовой техникой. Административное здание шахты выкупили коммерсанты - тут будут торговать мебелью и стройматериалами.
Но зато и городскую больницу славно отремонтировали - опять же пластиковые окна, евроремонт. Вестибюль загроможден ящиками: в рамках национального проекта пришли и УЗИ, и рентген-аппараты, маммограф, лабораторное оборудование.
А вот факт на перспективу: в селе Мельники поголовье свиней увеличилось за один год в 15 раз. Партизанск просто обязан стать базой для переработки всяческой сельхозпродукции: здесь нужны молокоперерабатывющий цех, мини-скотобойни, цех консервирования овощей. Но это опять из области планов.
- Кроме того, Партизанск готовится к газификации Приморья, в Козьмино Транснефть проводила общественные слушания по поводу строительства здесь концевого участка нефтяной трубы, а затем двух заводов - нефтегазового и нефтеперерабатывающего. Партизанску необходимо за 2 года создать различных предприятий общей численностью не менее двух тысяч рабочих мест, - подсчитывает глава городского округа. - Это огромный труд, дело идет туго. Но все реально. Мы говорим нашим предпринимателям: почему вы пытаетесь уйти в торговлю, когда мы вам предлагаем более интересные и перспективные проекты - производственные, которые будут стабильно работать?
С чем едят фитинги
В жизни всегда все перемешано - серьезное, комичное, трагичное… Народ рассказывает, дело было так. Есть такая федеральная программа - переселение граждан из домов, которые оказались в зоне горных выработок. В Партизанске в рамках этой хорошей программы администрация нашла полуразрушенный дом (бывшее общежитие) на улице Герцена, 88, строители его реконструировали, сделали уютные квартиры и под Новый, 2006 год заселили семьи из шахтерских бараков. А через неделю в доме одна за другой стали случаться аварии: то трубы вырвет, то соседей на всех пяти этажах зальет. Оказалось, некоторые новоселы, как увидели в своих новых квартирах медные фитинги и блестящие вентили, все пооткручивали, сдали на металл и пропили…
Но не все так грустно: остались еще вентили! И как бы то ни было, программа продолжает осуществляться. Таких семей, нуждающихся в переселении, в городе более 500. Две трети дома на Герцена уже заселили 40 семей. В течение полугода получат ключи еще 20. «По программе на квадратный метр жилой площади для граждан, нуждающихся в таком переселении, выделяется по норме около 14 тысяч рублей, - подсчитывает глава администрации Рулько. - Для покупки жилья на вторичном рынке этого мало, но мы нашли строительную компанию, которая укладывается в эти средства и строит, а точнее, восстанавливает квартиры. Считаю, мы нашли верное решение».
При таких темпах, конечно, переселение продлится много лет. Только вот думаю: а что, во Владивостоке лучше? Словом, с жилищным строительством в Партизанске пока больше проблем, чем готовых решений. Но говорят, что отток мигрантов из города слегка уменьшился и даже появляются вновь прибывшие: нынче в поселке Тигровом наблюдаются активная покупка земли и строительство: владивостокцы едут сюда, чтобы осесть и успеть насладиться жизнью без суеты.
Вахта для женщин
Ирина Валентиновна Рыжакова не знает, радоваться ей или пока не стоит: она нашла работу. Вахтовым методом 100 рыбообработчиц из Партизанска будут ездить неделю через неделю во Владивосток, в цех ТУРНИФ. «Нам кассету показали - вроде все так красиво, в чистой белой форме работать, сухо кругом, - делится Ирина Рыжакова. - Правда, я в похожем цехе тут поработала - воды по щиколотку, выдали сапожищи на пять размеров больше, упала, все коленки себе снесла. И двух дней не выдержала, а тут не знаю. Хочется работать, деньги семье нужны. Жить в общежитии будем, по 6 - 8 человек в комнате».
В январе 2006 года закрылась швейная корейско-российская фабрика «Корос». Почти 700 работниц в одночасье оказались на улице без работы. Статистика центра занятости стала тревожно зашкаливать.
Среди этих безработных вот уж больше полугода ходит на биржу и моя новая знакомая - Ирина Рыжакова. На корейцев работала - с 8 до 19 часов, плюс субботы, заработок - 4 с половиной тысячи. Рублей, конечно, а вы что подумали? Были рады и этому. Теперь на рыбообработке обещают целых 8 - 12 тысяч, плюс дорогу оплачивают. Двое взрослых дочерей, муж - все готовы, что мамы теперь неделями не будет дома. А как иначе?
- Цифры безработицы крайне высоки, рабочих мест мало, вакансий не прибавляется, - констатирует Светлана Савельева, зам. директора центра занятости Партизанска. - Каждое утро в Находку идут переполненные электрички - наши люди едут на работу: судоремзавод, молокозавод, мясокомбинат... Подъем в пять утра, в семь уже на месте.
Вахтовый метод тут давно привычный. Мужское население дружно работало во Врангеле на строительстве сухого дока для Сахалинского шельфа. Продукт сдали - всех уволили. Шахтерам предлагают работу в Амурской области и Хабаровском крае. Было время, возмущенные мужики стучали касками: дайте работу возле дома, как смеете с семьями разлучать?! Пока одни стучали, другие смирились и съездили на прииск на заработки, вернулись с полным кошельком. Тут мужики, что остались, опять за каски взялись:
- Дайте и нам такую работу, готовы ехать!
А хозяин прииска встал в позу:
- Не захотели ехать - а теперь я передумал!
С тех пор рабочий люд сильно не выбирает, едут, куда предлагают. Пока свое производство не налажено - вариант?
* * *
Партизанск провожал нас солнцем. Нарядно и как-то по-южному экзотично устремлялись вверх колоритные пирамидальные тополя. Причем абсолютно натуральные в отличие от яркой пластмассовой пальмы возле нового магазина сотовых телефонов.
В конце сентября Партизанск ждет приезда деловых представителей Ассоциации шахтерских городов и Ростовской инвестиционной компании, которые будут рассматривать местную площадку для реализации экономических проектов.
Так будет ли жить Партизанск? Станет ли многоотраслевым городом?
Положа руку на сердце, у города этого не меньше перспектив, чем у любых малых городов России, которым очень нелегко выживать. Но почему-то верится в здравые планы молодых управленцев.
А может, еще успеет Партизанск открыть горизонты, чтобы остались тут счастливо жить Саша Посекун и ее сын Данилка…
Автор: Марина ИВЛЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»