К любому делу - по-государственному

Совсем недавно все центральные телеканалы облетело сообщение о том, как в Чукотском море в ходе археологической подводной экспедиции был найден советский пароход «Челюскин», затонувший в феврале 1934 года...

29 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2024 от 29 сент. 2006

Совсем недавно все центральные телеканалы облетело сообщение о том, как в Чукотском море в ходе археологической подводной экспедиции был найден советский пароход «Челюскин», затонувший в феврале 1934 года. Показаны кадры спуска на дно Северного Ледовитого океана бесстрашных водолазов и подъема из глубины фрагментов парохода. Однако мало кто знает, что уникальная поисковая операция стала возможной благодаря участию Преображенской базы тралового флота. Об этом замечательном факте и о сегодняшнем дне одного из ведущих рыбацких предприятий Приморья «В» попросил рассказать генерального директора ОАО «ПБТФ»  Арслана ВИСАИДОВА.

- Сразу же отмечу, что искали погибшее во льдах грузопассажирское судно более 30 лет. Наше предприятие вместе с полярными исследователями два года назад уже снаряжало одну экспедицию в Чукотское море. Однако поиски результатов не давали. И вот, похоже, прославленный пароход обнаружен.

Рыбаки Преображения совместно с учеными Института океанографии восстановили исторический пробел. Подводные археологи на транспортном судне «Рогачево» ОАО «ПБТФ» прибыли к месту возможного нахождения «Челюскина». С помощью мощного чувствительного оборудования водолазы нашли лежащее на грунте судно. Совершив несколько погружений под воду, температура которой не превышала плюс 3 градуса, они подняли на поверхность несколько фрагментов леера и других механических частей. Все это отправят для определения подлинности в Данию, на верфь, которая построила «Челюскин». Точно определены координаты залегания, теперь будет решаться вопрос о его дальнейшей судьбе.

Ну а экипаж «Рогачево» во главе с капитаном Александром Вайнутисом, с успехом завершив исследовательский рейс, вернулся к выполнению своих традиционных функций - снабжение флота на промысле и вывоз сырья на береговые перерабатывающие комплексы.

- Арслан Изатович, перестроечные годы сильно подкосили отрасль, кризис продолжается и поныне. Многие предприятия и колхозы ушли в небытие. Как удалось Преображенской базе сохранить позиции лидера отрасли не только в Дальневосточном бассейне, но и в масштабах всей страны?

- Нашему коллективу, как и всем рыбакам страны, тоже пришлось несладко. Но все понимали: не будет предприятия - не будет и поселка, жители которого в основном работают у нас, под вопросом и судьба Лазовского района, бюджет которого на 80 процентов состоит из налогов Преображенской базы. Но все вместе мы смогли пережить смутные времена и выйти из кризиса с минимальными потерями. Нам удалось сохранить основной кадровый потенциал: сегодня в ПБТФ трудятся 3,5 тысячи человек, из них более тысячи одновременно работает в море.

Активно развивается береговая база: осваивает новые виды переработки рыбокомбинат, крепко встало на ноги прибрежное предприятие «Звезда Преображения», есть собственный судоремонтный комплекс, открыт деревообрабатывающий цех, построена кислородно-азотная станция. Снабжает флот мясной и молочной продукцией собственное подсобное хозяйство. Стало быть, есть рабочие места и заработная плата для жителей Преображения и Лазовского района, налоговые отчисления поступают в бюджеты всех уровней.

Градообразующий статус предприятия накладывает на бизнес особую ответственность, поэтому мы поддерживаем социальную сферу поселка, помогаем ветеранам и инвалидам, спортсменам и самодеятельным артистам, школам и детским садам, больнице и одаренной ребятне. Но рыбаки не ограничиваются просто содержанием, к примеру, детско-юношеской спортивной школы, а делают все для того, чтобы привлечь сюда детвору. Недавно приобрели татами для занятий самбо и дзюдо, сейчас в этой секции занимаются 70 мальчишек и девчонок. Взяли шефство над экипажем большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев», в планах множество других интересных и социально значимых проектов.

- Сейчас самый пик сайровой путины. Для вашего предприятия эта рыба является одним из важнейших объектов промысла…

- У дальневосточных рыбаков вызывает удивление позиция властей в отношении обязательного квотирования сайры, охотоморской сельди, некоторых других видов промысла. Но к сайре это относится в первую очередь, поскольку она основную часть времени проводит в открытой части Тихого океана и не может принадлежать какому-либо из государств региона. Почему-то наши соседи-японцы вылавливают по 350 тысяч тонн ежегодно. Преображенцы помимо выделенных квот были вынуждены дополнительно купить лимиты в экономической зоне у сахалинских предприятий.

У нас как были, так и остаются проблемы пересечения 12-мильной зоны, открытия и закрытия границы. Хоть и приняли соответствующий закон, но нет механизма его реализации. Рыбаки теряют время, а вместе с ним и уловы, потребители недополучают ценный белковый продукт. Я каждый день выхожу на связь с капитанами судов, руководством промысловой экспедиции, поэтому знаю, как волнуют всех эти проблемы. Но как бы то ни было, уже поймано свыше 26 тысяч тонн.

- Преображенская база сумела максимально сохранить добывающий флот. В нынешнем году приобретено самое современное из имеющихся в Приморье перерабатывающих судов.

- В 80-е годы прошлого столетия ПБТФ ежегодно получала со стапелей по три-четыре новеньких траулера. Сейчас вынуждены капитально их ремонтировать. Но если думать о завтрашнем дне предприятия, необходимо обновлять флот. Совет директоров и руководство базы приняли принципиальное решение о приобретении «Всеволода Сибирцева». Плавзавод имеет уникальную внутреннюю начинку для переработки сырья. В настоящее время на сайре выпускают более 300 тысяч банок деликатесной продукции в сутки. Помимо приобретения этого судна нам удалось полностью обновить и модернизировать плавбазу «Советское Приморье», так что она «скинула» более половины своих 35 лет.

Но проблема остается - страна перестала строить плавзаводы и плавбазы. Нужна государственная помощь отрасли, судостроение должно стать приоритетным направлением. Необходимо определить систему выделения средств под гарантии правительства, наметить перечень верфей, которые возьмутся за постройку флота. Иначе рыбакам будет не на чем выходить в море.

Вопросов, которые требуют решения, множество. Но, несмотря на житейские, природные и рыночные шторма, преображенцы продолжают уверенно держать курс на дальнейшее развитие производства, создание рабочих мест, обеспечение условий для нормальной жизни рыбаков и их семей на берегу.

Автор: Отдел спецпроектов и фотоинформации, «Владивосток»