Мама «морского огурца»
В Хасанском районе браконьерский промысел трепанга много лет являлся основным источником дохода для местных жителей. Сейчас «морского огурца» в бухтах практически не осталось. Положение может спасти появившийся в бухте Северная поселка Рыбак мини-завод Дальрыбвтуза по воспроизводству морского деликатеса.
В Хасанском районе браконьерский промысел трепанга много лет являлся основным источником дохода для местных жителей. Сейчас «морского огурца» в бухтах практически не осталось. Положение может спасти появившийся в бухте Северная поселка Рыбак мини-завод Дальрыбвтуза по воспроизводству морского деликатеса.
Перекупщиков трепанга в поселке Славянка местные браконьеры знали в лицо. В основном за ценным гидробионтом приезжали китайцы и русские корейцы. Платили за товар не так много. По сравнению с ценами, по которым продают его за границу, – вообще ничего: за одну крупную особь – 5 - 8 долларов, за 1 кг сухого – 120 - 180 долларов. Впрочем, трудолюбивые браконьеры за летний сезон ловили столько трепанга, что им вполне хватало обеспечить семью в холодное время года. Однако эта пора канула в Лету. И не потому что жители стали законопослушными, трепанг как вид просто исчезает в Хасанском районе.
Справка «В»
Трепанг дальневосточный – беспозвоночное животное типа иглокожих. Современные научные исследования установили, что омолаживающий эффект оказывают биоактивные вещества трепанга, способствующие быстрой регенерации его внутренних органов, которые очень насыщены биоэлементами. Трепанг способен восстанавливать себя из каждой трети своего тела, регенерировать в течение двух - трех месяцев всю систему внутренних органов, а все это время - не потреблять пищу и кислород, при этом за счет внутренних резервов биоэнергии активно строить себя заново. Трепанг активно используется в медицине, особенно восточной. В китайской кухне известно много блюд из «морского огурца».
- Мы проходили стажировку в Китае на подобных заводах – их там множество! – рассказывает заведующая лабораторией мини-завода Ольга Шатковская. – Также мы пользуемся и местными научными разработками ТИНРО-Центра.
10 сотрудников мини-завода, в том числе и студенты Дальрыбвтуза, которые проходят здесь практику, «нянчат» сейчас около 11 млн. личинок трепанга. В лаборатории находятся 50 осеменителей. Кстати, пол трепанга в обычное время определить невозможно, только в период нереста. Самки начинают выделять яйцеклетки оранжевого цвета, а самцы сперматозоиды – белого. Поэтому для размножения ТИНРО (только в этом институте есть разрешение на вылов трепанга) поставляет на мини-завод сразу по 8 - 10 особей, чтобы наверняка оказались разнополыми.
В больших баках с очищенной морской водой, кажется, никого нет. На самом деле юных трепангов там около миллиона. Ольга набирает в колбу воду и поднимает к свету: там мельтешит множество белых светящихся личинок.
- Хорошо еще, если выживут процентов десять, - рассказывает Ольга. – К сентябрю-октябрю они вырастут до одного сантиметра в длину, и мы выпустим их в специальные морские огороды в акваторию. За три года трепанг достигает длины в 10 сантиметров.
Бухта Северная – излюбленное место трепанга: акватория не очень холодная и здесь есть много анфельции – красной водоросли, за которую цепляются «морские огурцы». Излюбленной бухта стала и для браконьеров, поэтому местные органы рыбоохраны сейчас особенно трепетно охраняют акваторию.
Что касается содержания трепанга, то этот гидробионт не очень привередлив. Температура воздуха и воды не больше и не меньше 19 градусов, повышенная соленость – основные условия для него. Кроме того, ежедневная смена воды и кормежка.
Сотрудник мини-завода биоэколог Ольга Кондратенко каждый день кормит осеменителей специальным коктейлем из измельченных водорослей, кукурузной муки, ракушек, донных отложений и витаминов.
- Очень важно сохранять те условия, к которым привыкли трепанги, - продолжает Ольга Шатковская. – Ведь в естественных условиях у них есть выбор: при изменении солености или температуры они уходят на глубину или в другое место.
Когда обитателям моря не нравятся условия их содержания, они реагируют довольно странно – «чешутся», как говорят сотрудники мини-завода. «Морские огурцы» трутся о стенки бака и крутятся вокруг своей оси. Меняешь условия среды – и все в порядке.
Во всем мире подобные мини-заводы создают главным образом для коммерческих целей: трепанг - ценный гидробионт, на котором можно делать хорошие деньги. Ценен он прежде всего не своими гастрономическими особенностями, а исключительно уникальными полезными свойствами.
- Идея коммерциализации проекта витает и у нас в воздухе, - говорит Ольга Шатковская, - но нет специального разрешения. Сейчас в наши задачи входит восстановить запасы акватории бухты Северная и близлежащих бухт Хасанского района.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), Татьяна КУЛИКОВА (фото автора), «Владивосток»