С верой в Америку

Русские старообрядцы - выходцы из Приморья - сегодня живут даже в Америке. Исследованию их быта, сохранения традиций и была посвящена очередная экспедиция Приморского государственного музея им. В. К. Арсеньева в штат Орегон, в поселение приморских старообрядцев близ города Вудбурн.

27 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2022 от 27 сент. 2006

Русские старообрядцы - выходцы из Приморья - сегодня живут даже в Америке. Исследованию их быта, сохранения традиций и была посвящена очередная экспедиция Приморского государственного музея им. В. К. Арсеньева в штат Орегон, в поселение приморских старообрядцев близ города Вудбурн.

Как рассказали участники экспедиции главный хранитель музея им. В. К. Арсеньева Нина Керчелаева и старший научный сотрудник Вера Кобко, в 1936 - 1945 годах в Маньчжурии недалеко от Харбина существовала старообрядческая деревня Романовка. Основателями ее стали староверы, бежавшие из Приморского края от насильственной коллективизации в период 1930 - 1933 годов. После окончания второй мировой войны одни романовцы были насильственно возвращены на родину. Другим же удалось после многих испытаний поселиться в странах Южной и Северной Америки, Австралии. Большая их часть окончательно обосновалась в штате Орегон, где и побывали Нина Керчелаева и Вера Кобко.

Поездка в США - лишь часть работы, посвященной романовцам, которую исследователи из музея им. В. К. Арсеньева ведут в течение 20 лет. 

- Мы очень волновались, отправляясь в Америку, - поделилась Вера Кобко. - Всем известно, что староверы живут очень закрыто от внешнего мира, но нам удалось их расположить, разговорить… Мы привезли более 40 часов аудиозаписей 12 информаторов, некоторые предметы их быта. Один мастер подарил нам даже кадильницу, хотя это решение далось ему непросто, он советовался со старейшинами.

Среди американских старообрядцев ведутся те же, что и у наших, споры. Как следует креститься, можно ли смотреть телевизор и пользоваться достижениями науки и техники?! Как считает Вера Кобко, старообрядчество держится прежде всего на сохранении языковых традиций. Старшее поколение американских старообрядцев в совершенстве владеет русским языком, 40 - 50-летние говорят на двух языках, а молодые практически не говорят на русском. В Америке к старообрядцам относятся довольно хорошо и считают их полноценными гражданами страны - в банках дают кредиты, на выборах у них есть право голоса. А вот учиться в американских школах детей заставляют: если право на образование ущемляется, вмешивается государство. Поэтому-то молодежь считает родным английский язык. Правда, чтобы сохранить традиции, взрослые часто отправляют молодых в Россию - в монастыри, скиты для изучения старославянского языка, богословия, теологии.

Живут американские староверы в основном за счет ведения сельского хозяйства. Это их бизнес, причем достаточно успешный. Среди старообрядцев даже есть миллионер. Остальные тоже живут в достатке: имеют всю необходимую сельхозтехнику, добротные дома, машины, катера…

Наши бывшие земляки-староверы сейчас с благодарностью и гордостью говорят об Америке. Многие очень обижены на Россию: каждая семья в период репрессий потеряла родных и близких, и боль эта до сих пор не утихла, поэтому возвращаться на родину они не намерены.

Как рассказал директор Приморского государственного музея им. В. К. Арсеньева Владимир Соколов, по результатам этой экспедиции будет выпущен альбом на английском, русском и японском языках. В будущем в музее обязательно пройдет выставка, посвященная русскому старообрядчеству.

Автор: Татьяна КУЛИКОВА, «Владивосток»