С цирком по жизни

Представляете, какой шок был в семье уважаемого дипломата, партийно-хозяйственного работника Филиппа Воробьева, когда его отпрыск объявил, что хочет - и будет! - работать в цирке?

26 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2021 от 26 сент. 2006

Представляете, какой шок был в семье уважаемого дипломата, партийно-хозяйственного работника Филиппа Воробьева, когда его отпрыск объявил, что хочет - и будет! - работать в цирке?

- Отец не сильно сопротивлялся, - хохочет заслуженный артист России, действительный член Академии циркового искусства, директор и художественный руководитель европейского цирка Vitali Виталий Воробьев. - Только сказал: «В семье не без урода, будет и артист».

С тех пор прошло 37 лет, за плечами Виталия Филипповича - работа в цирке («И акробатом был, и воздушным гимнастом, и в цирке на воде работал», - вспоминает он), цирковое училище, учеба в театральном вузе, высшие режиссерские курсы, создание собственной программы. Необычной. Яркой.

- Что значит слово «европейский» в названии вашего цирка?

- Если вы возьмете резюме нашего цирка, то увидите в нем перечисление всех наград, которые у нас есть (их даже на афише все печатать неловко - так много), в том числе и звание победителя конкурса в Монте-Карло (Монако). Это самый престижный цирковой конкурс, жюри которого когда-то возглавлял принц Ренье, а теперь - принц Альберт. Так вот, получив звание призера конкурса в Монте-Карло, мы с полным правом можем именоваться европейским цирком. Знаете, как говорят: европейское качество, европейский стандарт… Так вот мы - цирк европейского качества. Цирк-театр.

- То есть?

- Цирк никогда не был искусством для детей. У него столько выразительных средств, которые не под силу любому виду искусства. Смотрите. Театр, кино… Все, что они показывают, - все понарошку, нечестно и неправда. Я работал в театре, ставил спектакли, в том числе и цирковые, например, «Три толстяка». Там Тибул идет по канату, но на самом деле - актер движется по доске, а мы показываем на экране проекцию… Продавец воздушных шаров никуда не улетает, а доктор Гаспар демонстрирует совсем простенькие фокусы… Все понарошку. А ведь в цирке каждый из этих трюков был бы настоящим, мастерским. И все, что можно показать в театре, можно сделать и в цирке, но - своими выразительными средствами и даже лучше.

- Что зрители увидят в программе цирка Vitali?

- Прежде всего необычное зрелище. Вот аттракцион «Американские кольца», где каждая деталь отработана до мелочей. Я видел подобный в Штатах, там он настроен на раскачивание нервов зрителей - кто-то постоянно срывается вниз, падает… Все не по-настоящему. Мне, как профессионалу, это было скучно смотреть. У нас другой вариант, все трюки крайне сложные, для их исполнения требуются мастерское владение телом, слаженность…

Кстати, не сегодня-завтра к нам поступает новое оборудование для этого номера, где металл белый, зрителю кажется, что артисты практически парят в воздухе. Если все получится, если оборудование не придется сильно доводить до ума, владивостокские зрители первыми в России увидят обновленный аттракцион.

Цирк обязан удивлять. Если публика во время представления не будет поражаться человеческим возможностям, то это уже не цирк… Мы гордимся тем, что в нашей программе есть уникальные номера!

Даже дрессура - собаки, кошки, летающие медведи - не показывается как просто дрессура, все номера вписаны в канву общего представления, на то мы и цирк-театр. Американские колеса - это такая молодежная тусовка, акробаты - славянский праздник Ярилы, номер с собаками - игра цветочницы с цветами, кошки - что-то вроде кошачьего шабаша… А медведи у нас - вообще необычный номер, он завершает программу, и медведи делают то, что исполняли артисты раньше: крутят сигару, как антиподисты, ездят на мотоциклах, как наши мотоакробаты, летают на качелях, как воздушные гимнасты…

Да что там! У нас даже парад-алле фантастический. Обычно это парад номер 33: вышли, помахали ручкой налево-направо, ушли. А у нас в зале будет висеть шапито, стоять огромный сундук, вдоль сцены - маски с разным выражением лица: грусть, смех, гнев, изумление… Из сундука появится клоун-малыш, который будет копировать чувства каждой маски и превратится в настоящего клоуна…

В дальнейшем мы должны создать спектакль, который будет сделан на основе наших номеров, уже готова фабула, осталось зацементировать это единым сквозным действием.

- А зритель готов к такому зрелищу?

- Думаете, нет? Неправда ваша. Владивостокский зритель видел множество качественных цирковых спектаклей. Еще 25 лет назад я привозил во Владивосток цирковой спектакль «Руслан и Людмила» вслед за программой Олега Попова «Карнавал идет по свету». Был успех невероятный! И интересен спектакль был и детям, и взрослым.

Знаете, на цирк надо смотреть правильно. Это не только ведь искусство, это магия!

Заметьте, почти все люди, так или иначе связанные с цирком, добились в жизни очень многого. Ну вот Алла Пугачева. Окончила цирковое училище. Или Лев Дуров, любимец миллионов, - из цирковой династии. Да что там! Леонид Брежнев, генсек, цирк просто обожал. Множество примеров! Нет, я уверен, что тем, кто любит цирк, приходит в цирк, его магия помогает в жизни. Без шуток.

- Вам эта магия в жизни помогала?

- Конечно! Учиться, создавать свою программу… Мне нужно было воплотить в жизнь мою мечту: сделать цирк-театр, цирк, интересный всем… Не нравилась режиссура в цирке, она скорее муштра и тренерство, нежели что-то близкое к театру. Тренировать можно до умопомрачения, а вот создать образ так, чтобы в нем сочетались актерская игра и физические качества… Этому можно было научиться только в театральном вузе. И все получилось!

- Ваша дочь тоже цирковая?

- Раньше - да. Сейчас она креативный директор Первого канала, работала над созданием таких проектов, как «Турецкий гамбит», «Ночной дозор», «Дневной дозор». Думаю, магия цирка коснулась и ее, дала ей силы для творчества…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»