Прочитаем на заборе?
14 сентября Сахалинская областная дума приняла постановление «Об обращении Сахалинской областной думы в федеральные органы государственной власти в защиту региональных газет». Так местные парламентарии откликнулись на обращение ряда издателей печатных СМИ России. Комментарий на эту тему был опубликован во «Владивостоке» 4 сентября 2006 года.
14 сентября Сахалинская областная дума приняла постановление «Об обращении Сахалинской областной думы в федеральные органы государственной власти в защиту региональных газет». Так местные парламентарии откликнулись на обращение ряда издателей печатных СМИ России. Комментарий на эту тему был опубликован во «Владивостоке» 4 сентября 2006 года.
Напомним, что назывался он «Кому мешают газеты?». Многолетнее противостояние российских издателей печатных СМИ, главным образом, местных газет, и межрегионального агентства по подписке в последнее время значительно усилилось. Причиной стал резкий рост тарифов и агентских выплат за проведение подписки и фактический запрет местным отделениям ФГУП «Почта России» заключать прямые договоры с местными издателями. По мысли авторов обращения, социально значимую продукцию – массовые местные печатные СМИ – последовательно и целенаправленно вытесняют с рынка, создавая заведомо неравные условия для газет, имеющих значительные тиражи практически во всех регионах России. Именно против такой политики частной компании, которая не учитывает социальное значение местных СМИ, и выступили авторы обращения. В дальневосточном федеральном округе их услышали только законодатели Сахалина.
Приведенные в постановлении Сахалинской думы цифры красноречиво свидетельствуют, что разрушается не только единое информационное пространство в регионах, которое невозможно представить себе без местных газет. За последние десятилетия ежегодно на 13 процентов снижался поток отправленных и полученных писем, на 22, 1 процента – сокращалось количество посылок. На 21 процент ежегодно(!) снижался уровень распространения печатных изданий. В 1995 году в России выписывали газету или журнал 50 миллионов человек, в прошлом менее 20 миллионов. Таким образом, по количеству доставленной корреспонденции и подписных изданий на душу населения (30 единиц в год) Россия отстает не только от развитых стран (в США этот показатель выше в 25 раз), но и от таких, например, как Бразилия, Малайзия.
Причину этого сахалинские парламентарии видят в непродуманной реструктуризации Федеральной почтовой связи. По-прежнему объемную работу по сбору и обработке заказов осуществляют местные отделения ФПС, а МАП лишь собирает деньги и непрерывно увеличивает цену на свои услуги.
При таком подходе вся подписка в Сахалинской области, делают вывод местные законодатели, становится для местных изданий убыточной.
Ненамного лучше ситуация и в других субъектах ДВФО, в том числе и в Приморье. Ни многочисленные переговоры с МАПом, ни даже межотраслевая конференция по развитию медиа-рынка, которая состоялась 1 марта 2006 года под руководством первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева, ситуацию не выправили.
Выход из затяжного кризиса сахалинские депутаты видят в существенной корректировке планов реструктуризации почтовой отрасли, сохранении в структуре УФПС самостоятельных отделов подписки, предоставив им право заключения прямых договоров с издателями. И, наконец, в признании социально значимого характера продукции местных издателей, которая способствует сохранению единого информационного пространства в России. Свое постановление сахалинские парламентарии направили президенту, премьер-министру, и в обе палаты Федерального собрания.
Трудно рассчитывать на немедленную реакцию. Автору этих строк пришлось в августе 2002 года принимать участие в совещании, которое во Владивостоке провел президент Владимир Путин. Тогда на мой вопрос о том, что непродуманная тарифная политика во многих отраслях, и в том числе в области почтовой связи и подписки, отделяет Дальний Восток от России, президент сделал прямое поручение тогдашним министрам печати Лесину и связи Рейману. Иных уж нет, а те далече. Через год, словно в противовес президентскому поручению, в ведомстве Реймана родилась идея частной общероссийской компании МАП, которая из Подмосковья диктует правила и цену подписки не только во Владивостоке, но даже в Черниговке, Тернее и пр.пр. пр.
Быстрая реакция сахалинских парламентариев заставляет посмотреть на ситуацию в Приморье. Не один уже раз издатели края проводили совещания, в том числе с участием местных связистов. Понимая значение приморских СМИ, руководство УФПС многое сделало для того, чтобы сохранить систему подписки, которая была лучшей во всем ДВФО. И не только. Несколько лет назад Приморье входило в пятерку лидеров подписки по всей России. Сейчас ситуация иная. Руководитель УФПС Андрей Брик в прошлом году, обеспокоенный ситуацией с подпиской вообще и с ведомственной в частности, обращался с этим вопросом в органы власти. Ответа не последовало. По-прежнему и с общей, и с ведомственной подпиской ситуация в Приморье сложная. Многие библиотеки вообще не в состоянии подписаться на местные издания, не говоря о федеральных. И при необходимости человек, не имеющий возможности подписать газету домой, не в состоянии найти ее даже в библиотеке поселка или города.
Но в одиночку издателям и местным связистам противостоять антигосударственным изменениям в отрасли сложно. А что до чиновников и депутатов? Они молчат. Какое им дело до отрасли, которая, видимо, и нужна только как инструмент в системе политтехнологических наборов на очередных выборах. Известные исторические циники поговаривали, что есть человек – есть проблема. А вот нет человека – и голове болеть не о чем.
Впрочем, у законодателей Приморья все еще остается шанс отреагировать на проблему по существу. Последнее заседание законодательного собрания намечено на середину следующей недели, и регламент еще позволяет профильному комитету внести этот вопрос в повестку дня. Пусть даже речь и не о рождении местной программы развития и поддержки социально значимых информационных проектов. Подобные предложения уже несколько лет пылятся в ящиках чиновников. Хотя бы обозначить свою позицию в вопросе планомерного уничтожения местных СМИ. Иначе так может случиться, что о победах в очередной избирательной кампании будет некому написать и негде прочитать. Разве что на заборе. Но там, как водится, весьма специфичная лексика.
Автор: Сергей БУЛАХ, «Владивосток»