Над тигром снова сгущаются тучи?
В начале сентября экспертная комиссия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) вынесла положительное заключение по материалам лесоустройства Рощинского лесхоза и, в частности, официально разрешила проведение рубок ухода в заказнике краевого значения «Таежный» и близлежащей орехово-промысловой зоне...
В начале сентября экспертная комиссия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) вынесла положительное заключение по материалам лесоустройства Рощинского лесхоза и, в частности, официально разрешила проведение рубок ухода в заказнике краевого значения «Таежный» и близлежащей орехово-промысловой зоне. А это значит, что над одним из ключевых мест обитания амурского тигра опять нависла угроза.
Последний островок
Рощинский лесхоз был образован в 1965 году, а уже в 1966-м в северной части лесхоза в месте компактного произрастания лучших кедровников была выделена орехово-промысловая зона (ОПЗ), занимающая около 10 проц. от общей территории. Согласно лесному законодательству основная функция подобных зон - «орехово-продуцирующая». Благодаря тому, что эта территория была исключена из хозяйственного освоения более чем за двадцать лет до официального запрета промышленных рубок во всех кедрачах, здесь сохранился последний в лесхозе массив девственных кедровых лесов. В 1978 году на южной границе лесхоза был образован заказник «Таежный» - как раз для охраны, восстановления и воспроизводства диких животных, в том числе редких. Эта небольшая, в общем-то, территория - всего 29 тысяч га - стала одним из ключевых мест обитания амурского тигра в центральном Сихотэ-Алине. По данным учетов, здесь постоянно обитают три кошки: взрослые самец и самка и молодая тигрица, которая гуляет сама по себе. Кроме того, со стороны Дальнереченского района в «Таежный» периодически заходит самец. Такая высокая плотность тигра на сравнительно небольшой территории объясняется среди прочего хорошим состоянием в заказнике кормовой базы - в первую очередь высокой численностью кабана и изюбря.
В середине 1990-х годов у лесозаготовителей проснулся интерес к «Таежному» и ОПЗ - к этому времени остальные леса лесхоза оказались либо распределенными между арендаторами, либо истощились предыдущими варварскими рубками. В 1995 году лесопромышленники попытались пролоббировать ликвидацию заказника с целью взятия его в аренду. Тогда силами природоохранных организаций разного уровня «Таежный» отстояли.
Потерпев неудачу в лобовой атаке, они вспомнили о том, что режимы лесопользования в заказнике и ОПЗ позволяют вести там так называемые рубки ухода. Предыдущее лесоустройство никак не учло основных функций этих территорий - сохранение популяций редких и исчезающих видов и орехово-продуцирующую. Там, где назначенные виды рубок ухода чем-то не отвечали целям лесозаготовителей, в материалы лесоустройства были внесены необходимые «корректировки». Чтобы хоть как-то оправдать рубки в заказнике, был придуман предлог - оказание помощи муниципальным учреждениям Красноармейского района. В частности, в 2005 году официальным получателем лесорубочных билетов в заказнике была Новопокровская центральная районная больница, а власти утверждали, что доход от рубок пойдет на ремонт больницы и другие подобные цели.
Гром среди ясного неба
Конечно, такое положение дел вызвало шквал возмущения со стороны природоохранных организаций. По запросам Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (ДВО WWF) и Гринпис России весной 2006 года в лесхоз нагрянули проверки краевого управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры. В результате проверок лесозаготовительная деятельность в «Таежном» и орехово-промысловой зоне была приостановлена. Формальным поводом для этого стало истечение срока действия предыдущего десятилетнего лесоустройства. А чтобы продлить срок его действия и узаконить внесение вышеупомянутых «корректировок», требовалось положительное заключение государственной экологической экспертизы. Неформальным же поводом стало то, что те же проверки выявили массу нарушений законодательства при проведении рубок ухода в заказнике и ОПЗ. Ущерб от вырубки древесины только по одному незаконно выданному лесорубочному билету составил почти 15 миллионов рублей! Все эти факты стали основанием для возбуждения уголовного дела в отношении директора Рощинского лесхоза Дмитрия Козлова, а также для ряда административных дел в отношении должностных лиц Агентства лесного хозяйства по Приморскому краю.
В общем, природоохранные организации настояли-таки на проведении экологической экспертизы в надежде защитить дом тигра. Положительное заключение ГЭЭ было подобно грому среди ясного неба: рубить в заказнике и орехово-промысловой зоне можно!
Закон или эмоции?
На пресс-конференции, посвященной конфликтной ситуации, мнения представителей государственных и общественных природоохранных организаций разошлись.
- Экологи пристально следили за тем, чтобы экспертиза Рощинского лесхоза учла необходимость сохранения ключевых мест обитания тигра. Более того, мы надеялись, что после международного форума «Природа без границ» в Приморском крае будет принято решение о недопущении рубок на территории заказников, аналогично тому, как было сделано в этом году в Амурской области, - прокомментировал ситуацию Юрий Берсенев, координатор программ ДВО WWF, входивший в состав экспертной комиссии.
Отрицательную позицию в отношении возобновления рубок в заказнике «Таежный» заняла и Приморская администрация особо охраняемых природных территорий. В письме, направленном этим краевым учреждением в адрес управления Росприроднадзора, сказано: «Считаем, что любая рубка леса, как бы грамотно она ни велась, не может осуществляться без негативного влияния на среду обитания диких животных».
- Заказник «Таежный» занимает всего лишь 3 проц. от общей площади лесхоза, орехово-промысловая зона - 10 проц. То есть они не играют решающей роли в ведении лесопользования. Тем более непонятно, на чем основано положительное заключение ГЭЭ, - отметил Денис Смирнов, руководитель лесной программы ДВО WWF, не раз бывавший в пресловутом лесхозе и своими глазами видевший нарушения, творящиеся на его территории.
Однако Александр Цигельнюк, заместитель руководителя Агентства лесного хозяйства по Приморскому краю, занял иную позицию:
- Что для нас важнее - тигр или человек? Представьте себе: орехово-промысловая зона, в центре нее - поселок Восток. Откуда людям брать дрова для печки? Конечно, они будут вырубать близлежащий лес, но это ведь ничтожно малый объем. И потом, давайте рассматривать эту ситуацию с позиций закона, а не эмоций.
В итоге все согласились, что решение о проведении рубок ухода в «Таежном» и ОПЗ не может быть принято, пока не будут устранены причины систематического нарушения закона. Если не предпринять мер, снятие запрета на рубки приведет к необратимым последствиям: ключевые места обитания тигра будут вырубаться под предлогом рубок ухода, а вслед за лесозаготовками расцветет и браконьерство. И тогда, лишенный своего убежища, тигр выйдет к людям…
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, «Владивосток»