Без замены

Только совсем уж далекий от реальности человек может полагать, что на Северном Кавказе началось всеобщее замирение. И что главное чувство, которое испытывают находящиеся на обоих берегах Терека, – любовь к ближнему. К сожалению, ничего этого нет...

20 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2018 от 20 сент. 2006

Только совсем уж далекий от реальности человек может полагать, что на Северном Кавказе началось всеобщее замирение. И что главное чувство, которое испытывают находящиеся на обоих берегах Терека, – любовь к ближнему. К сожалению, ничего этого нет. Госпитали Северо-Кавказского военного округа (СКВО)  по-прежнему переполнены. Между Моздоком и Грозным курсирует бронепоезд, а автоколонны двигаются под прикрытием вертушек или тяжелой бронетехники. Да и сама чеченская столица продолжает в большей степени напоминать Сталинград 42-го, нежели цветущий город.

И тем не менее отдельные, пусть даже робкие и слабые ростки улучшения ситуации все-таки наблюдаются. Важнейший индикатор этого – вывод из региона отдельных армейских подразделений и формирований, не относящихся к СКВО, и их возвращение к местам постоянной дислокации. За мудреной полуофициальной формулой стоит простая мысль: мужики возвращаются с войны домой; хочется верить – насовсем.

На военном языке это называется – без замены.

Что это значит? Ну вот, допустим, приморский ОМОН отвечает за блокпост у чеченского селения Мескер-Юрт, где находится один из самых оживленных автоперекрестков республики. И уже почти семь лет – с декабря 1999 года отряды нашего ОМОНа обычно по 50 человек, меняя друг друга каждые полгода, несут боевую службу в этой точке. Не единожды в преддверии очередной пересменки возникали неясные слухи насчет того, что вот в этот-то раз отряд будут выводить «без замены», то есть на место приморцев встанет чеченская милиция. А наши вернутся наконец-то домой. Все. Но пока, похоже, без наших ребят там, в Мескер-Юрте, не обойтись. И, насколько мы знаем, очередное подразделение приморского ОМОНа готовится к очередной пересменке.

И все-таки есть добрый знак!

Именно так, без замены, выводится в эти дни из Чечни подразделение Уссурийской бригады спецназа. Уссурийцы тоже, как и ОМОН, «заселились» в Чечню практически с начала второй войны. И тоже каждые полгода самолеты военно-транспортной авиации взлетали из Воздвиженки, увозя на Северный Кавказ очередной отряд в 200 человек, и доставляли назад тех, кто 6 месяцев занимался отнюдь не строевыми смотрами. Вот и на этот раз в начале сентября очередной отряд спецназовцев готовился к вылету (стоит отметить, что в последнее время в Чечню отправлялись исключительно контрактники), когда из министерства обороны поступила долгожданная команда: вывод без замены!

Уссурийский спецназ в одном из рейдов в горах Чечни. Снимок сделан в начале сентября в режиме реального времени

…На каких весах взвесить это решение, как его оценить? Наверное, никак невозможно. Потому что плата за начинающуюся в республике стабилизацию оказалась чрезвычайно высока - 26 бойцов и офицеров бригады спецназа погибли, выполняя свой воинский долг, участвуя в восстановлении  на Северном Кавказе конституционного порядка. Все их имена есть в «Книге памяти Приморского края», два выпуска которой подготовила наша газета.

По информации «В», большая часть уссурийцев уже вернулась домой. Часть пока еще остается в Ханкале – предполагается, что они будут сопровождать через всю страну формирующийся эшелон с техникой и оружием. Сейчас в Чечне «на выводе» работает командование бригады.

Возможно, приметой удачи оказались представители общественной организации «Контингент», которая объединяет приморских ветеранов локальных войн и конфликтов. Свою очередную командировку в Чечню контингентовцы планировали на пересменку подразделений бригады, а попали, получилось, на вывод. О чем, естественно, ничуть не жалеют. Как обычно представители «Контингента» - бывшие офицеры морской пехоты ТОФ Евгений Марьянский, Сергей Ефремов и Александр Радченко прилетели в Ханкалу не с пустыми руками.

С собой они привезли часы и зажигалки с дарственной гравировкой, цифровые фотоаппараты, магнитофоны и портативные DVD-проигрыватели, MP3-плейеры и мобильные телефоны, а также GPS – аппаратуру спутниковой навигации. Никто из бойцов и офицеров не остался без подарков. Конечно, одному «Контингенту», как общественной организации, которая сейчас к тому же занимается сооружением во Владивостоке памятника погибшим на Северном Кавказе, не «потянуть» такие расходы. Поэтому ветераны боевых действий просили поблагодарить за помощь такие компании, как «Владхлеб», «Славда», «Седьмой континент», «Т.Д. Ефремов», «Спектр Связи», автомагазин «Кит», предпринимателя Павла Гетмана. А что касается подарков, то GPS –  штука показательная; в первую очередь ветераны, сами бывавшие в горячих точках, стараются привезти не «баловство», а то, что может пригодиться в боевых условиях. Так, в один из прошлых приездов они вручили спецназовцам несколько комплектов альпийского снаряжения – в горах вещь крайне полезная.

Но хочется верить, что теперь это понадобится бойцам и офицерам уссурийской бригады исключительно в учебных, тренировочных целях.

Потому что вывод – без замены.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток», снимки предоставлены организацией «Контингент»