Редкие птицы: «Лада» и «Астон-Мартин»

Журнал «За рулем», считающийся наиболее авторитетным автомобильным изданием страны, опубликовал в своем сентябрьском номере исследование автопарка Приморского края. Подобные публикации появлялись и раньше, но в основном они касались центральных или западных регионов страны, где погоду на дорогах делают отечественные автомобили.

15 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2016 от 15 сент. 2006

Журнал «За рулем», считающийся наиболее авторитетным автомобильным изданием страны, опубликовал в своем сентябрьском номере исследование автопарка Приморского края. Подобные публикации появлялись и раньше, но в основном они касались центральных или западных регионов страны, где погоду на дорогах делают отечественные автомобили.

Понятно, что львиная доля аудитории издания проживает по ту сторону Урала, и ожидать от авторов дифирамбов в адрес подержанных японских автомобилей было бы наивно. Тем не менее и статистические данные, и выводы автора исследования Игоря Моржаретто кажутся нам интересными.

«За рулем» приводит несколько рейтингов. Например, в списке самых популярных в Приморье иномарок первое место держит, естественно, «Королла», за ней идут не менее распространенные модели концерна «Тойота» - «Корона», «Таун-Эйс», «Карина», «Марк II». Между тем в верхнюю десятку неожиданно попал и «запорожец» «ЗАЗ-968», обогнав «Камри»! Автор этих строк ежедневно наблюдает во Владивостоке десятки и сотни «камрюх» в отличие от «запоров». Значит, либо последние лишь числятся в документах, физически давно умерев, либо передвигаются по дорогам далеких приморских деревень…

Оказывается, возраст 97,28 проц. имеющихся в крае отечественных авто составляет больше семи лет. Да и по иномаркам сходная картина: «Из 12 тысяч «новых» легковых автомобилей, поставленных на учет в 2005 году, действительно новых – всего-навсего 442 штуки! Да и те, судя по всему, покупают не отдельные граждане, а организации, - делает открытие автор. - По закону администрации районов могут приобретать только отечественные авто. Видимо, в связи с этим и появились в Приморье 110 «Лад», 77 «уазиков» и 52 «Волги»… Практически все остальные «обновки» – родом из Японии».

Хотя, по данным статистики, Приморье является абсолютным чемпионом по количеству иномарок на душу населения, автопарк в крае растет гораздо медленнее, нежели в столицах. «Всего на начало января на учете в крае состояло чуть больше 410 тысяч легковых автомобилей; за год парк вырос незначительно – на 12 тыс. машин (+3 проц.). Это куда меньше, чем в российских столицах (+9 проц. в Санкт-Петербурге и +7,7 проц. в Москве) и даже чем в среднем по стране (+5,6 проц.). Увы, самый большой по площади и экономическому потенциалу (теоретически) регион страны остается самым малонаселенным и к тому же небогатым», - констатирует автор. Поэтому Приморье лидирует не только по количеству иномарок, но и по доле, скажем так, неновых автомобилей. Машин до трех лет у нас всего 0,38 проц., а транспортные средства старше семи лет составляют 97 проц. (при среднем показателе по стране – 73 проц.; видимо, этот разрыв связан с тем, что в центральной России покупают много новых «нашемарок»).

Из стоящих на учете более чем 410 тысяч легковушек первые места держат «Тойота», «Ниссан», «ВАЗ» (!), «Мицубиси», «Мазда», «Хонда». Затем неожиданно идут «ЗАЗ», «УАЗ», «Исудзу» и «ГАЗ», и только потом – «Субару», «Сузуки», «Иж», «Дайхатсу», «Форд»… Трудно судить об адекватности этой статистики реальному положению дел. Во всяком случае, каждодневные визуальные впечатления автора этих строк вносят в эту картину серьезные, хотя и субъективные, коррективы…

А вот – из области экзотики. Оказывается, в Приморье зарегистрированы 49 легковых автомобилей со странным названием «Ныса» (производства Польши, не видел ни разу), 27 «Воксхоллов», 23 «Линкольна», 19 «Плимутов», 16 «Меркьюри», 12 «Кадиллаков» и столько же «Моррисов». Невнятным словом «другие» обозначено еще 86, должно быть, самых уникальных приморских автомобилей. Среди них – единственные в своем роде «Шевроле-Корвет», «Астон-Мартин» и «Форд-Фиеста». По поводу последней автор замечает: «Да, одна из самых массовых в Европе моделей во Владивостоке воспринимается как экзотика… Любой школьник из Владивостока очень внятно объяснит, чем отличается «Королла» от «Спринтера» и какие фары ставили на переходную модель «Селики» в 1997 году».

Выводы из всей этой «солянки» делаются полемические. «Ужесточаются правила ввоза подержанных машин – сначала отсекли «семилетки», потом ввели каталог с ориентировочными ценами, а в этом году закрыли дорогу автомобилям, не соответствующим «Евро-2», - говорит автор. - Понятно, это далеко не последний шаг: в итоге все придет к повышению цен на подержанные «японки» и, как следствие, к сокращению импорта. Только за минувшее первое полугодие (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) ввоз секонд-хенда в Россию уменьшился на 37 проц. – до 103 тысяч штук, а вот его суммарная цена возросла в 1,5 раза – до 1,4 млрд. долларов (по оценке компании PWC). Отсюда вывод: эпоха дешевых «праворуких» подходит к концу, а дорогие подержанные модели из Японии могут рассчитывать на очень ограниченный сбыт. Свято место пусто не бывает – видимо, его в ближайшие годы займут какие-то другие дешевые, доступные для жителей Приморья машины. И тут гадать особенно нечего – скорее всего, это будут не «Лады», а недорогие новые автомобили из Китая. Благо, от столицы края Владивостока до границы – меньше двух часов езды».

Добавим к этому, что теоретически можно рассмотреть и другой вариант – поток авто из Южной Кореи, которая стремительно развивает свое производство и может столкнуться с теми же проблемами утилизации подержанных машин, что и Япония. И уж совсем утопический (на сегодняшний день) вариант – это рост доли отечественных автомобилей на приморских дорогах. К примеру, «ГАЗ» буквально на днях объявил о снижении цен на свою продукцию в регионах Дальнего Востока. Вернее, об уравнивании цен во всей дилерской сети с тем, чтобы расстояние от завода до покупателя не ощущалось кошельком последнего.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»