Растущие проценты
Весной наш президент в своем послании Федеральному собранию уделил особое внимание необходимости улучшения демографической ситуации в стране и даже предложил ряд конкретных мер, направленных на поддержание семейных отношений. Естественно, на местах чиновники активно откликнулись на этот призыв...
Весной наш президент в своем послании Федеральному собранию уделил особое внимание необходимости улучшения демографической ситуации в стране и даже предложил ряд конкретных мер, направленных на поддержание семейных отношений. Естественно, на местах чиновники активно откликнулись на этот призыв. Все мы, конечно, понимаем, что ситуация с демографией в нашей стране далеко не блестящая, но неужели настолько пиковая? Увы, приведенные Приморскстатом цифры действительно ошеломляют – «ячейки общества» и в самом деле вымирают, а это, естественно, не может не отразиться на росте народонаселения.
Вот, например, такая канцелярская строчка: «Переписью 2002 года в крае была учтена 481 тысяча брачных пар, из которых 72 тысячи состояли в незарегистрированном браке». Получается, что каждая седьмая пара жила в так называемом гражданском браке, который до конца своего существования не признавала Российская империя (между прочим, далеко не дураки ее возглавляли). В дореволюционной России женитьба была моральным долгом каждого, семья рассматривалась как фактор благополучия. Слом произошел в 17-м, когда началась деинституциализация семьи. В первые годы советской власти была провозглашена свобода брака и развода, установлен принцип раздельности имущества супругов. Помните лозунги об «освобождении и равноправии женщин»? Считалось необходимым свести роль отца к нулю, а ответственность за воспитание детей переложить на общество, то есть семья рассматривалась как главный оплот коммунизма. Так мы и приехали в 60-е годы, когда стала преобладать «ячейка», основанная на равноправии супругов. Прекрасно, правда?
Вот только, по мнению многих специалистов, «лишение мужчин социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и нести за нее ответственность, а также воспитывать детей привело к краху семьи как социального института». Теперь все чаще семья становится семейкой с одним ребенком, увеличивается количество разводов. Если в 89-м году на тысячу человек приходилось 78 потерпевших крушение в браке, то в 2002-м уже 99. Статистика – особа медлительная, скорей всего сейчас эта цифра еще больше. А сколько еще тех, кто разбежался, успев обзавестись детьми, но не успев оформить свои отношения?
Современная семья находится в кризисе. Возможно, и поэтому многие молодые люди не стремятся в загс, предпочитают временные связи, в крайнем случае – гражданский брак. Кстати, тех, кто не ставит штамп в паспорте, 13 лет назад было 171 на тысячу, а нынче, как свидетельствует Приморскстат, 223. Сегодня понятие верности партнеру расценивается как претензия на личную свободу. Нормы, столетиями определяющие уклад семейной жизни, постепенно исчезают. А упрощенный порядок расторжения брака все увеличивает количество разводов.
Вроде бы все должно быть наоборот. Мы живем в век мощного потока информации, интенсификации производства, разностороннего общения, поэтому семья должна выступать как фактор эмоционального комфорта, психологического здоровья. Однако она все меньше выполняет эту роль и сама становится источником стресса. Почему так происходит? Скорей всего для многих молодых людей угасание сильных эмоциональных отношений равносильно неудаче в браке. Очень хорошо по этому поводу сказал в свое время социолог Харчев: «Супружество, для того чтобы достичь нужной степени прочности, должно обладать не только всем тем, что обычно ассоциируется с любовью, но и способностью выдержать бремя порождаемой браком ответственности». Ну не учит никто этой ответственности. Да и кому учить отпрысков, если, по данным того же Приморскстата, за последние годы на 9 процентов выросло количество домохозяйств, состоящих из одного человека, на 16 процентов – из двух. В 2002 году в Приморье было 47,6 тысячи семей, состоящих из матери с детьми, и 4,4 тысячи – из отца с детьми. Недаром специалисты бьют тревогу и считают необходимым проводить специальную подготовку молодежи к семейной жизни. Умение подарить эмоциональное тепло, ощутить ценность и важность собственной личности, чувствовать потребность во взаимопомощи и взаимоподдержке – всему этому надо учить. В таком случае оба супруга будут удовлетворены семейной жизнью, а их брак можно будет назвать стабильным.
Безусловно, мужчины и женщины хотят равноправия, мы давно уже живем не в патриархальном мире. Семья же – «это своего рода микромодель общества, которая изменяется под воздействием социальных, экономических и политических процессов, происходящих в нем». И все-таки мужчины еще не научились рожать, а женщины, имея такую радостную возможность, порой от нее отказываются, пытаясь лишь шагать по карьерной лестнице и начисто забывая о своей главной задаче. Это печально. Печально и то, что порой в семье женщина вынуждена доминировать – в силу духовной слабости второй половины. Такие семьи психологи называют аномальными.
Аномальна по большому счету и справка, полученная редакцией из Приморскстата, - институт семьи зримо разрушается. Поэтому не стоит удивляться, что наша страна находится на пороге демографической катастрофы.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»