Загадки Куликовской битвы
Каких только праздников нет в нашем календаре! Одних только официальных дат и международных дней – почти 150, не считая церковных, еще более многочисленных. Мы празднуем даже День взятия Бастилии в Париже и День провозглашения независимости в США. Вот только самый главный свой праздник - день рождения России до сих пор не потрудились установить...
Каких только праздников нет в нашем календаре! Одних только официальных дат и международных дней – почти 150, не считая церковных, еще более многочисленных. Мы празднуем даже День взятия Бастилии в Париже и День провозглашения независимости в США. Вот только самый главный свой праздник - день рождения России до сих пор не потрудились установить. Вернее, принято считать, что это 8 сентября (по старому стилю) 1380 года – день битвы на Куликовом поле.
Однако, даже имея такое выдающееся значение, битва на Куликовом поле до сих пор остается одним из самых загадочных событий русской истории. И сегодня, например, нет единого мнения о численности сражавшихся там войск. В разных исследованиях для каждой из сторон ученые называют цифры, которые колеблются от 10 до 250 тысяч человек и более.
Не прекращаются споры также о месте сражения. Одни историки говорят, что это северная сторона реки Непрядвы, другие – что южная.
Загадкой остается и поведение самих участников этой исторической драмы. Почему, например, рязанский князь Олег, будучи в то время открытым союзником Мамая, первым предупредил москвичей о начавшемся нашествии и свободно пропустил через свою территорию союзное ополчение – колонны и обозы, растянувшиеся на несколько километров.
Не совсем понятна и логика московского князя, двинувшего объединенные полки в открытую степь, где подавляющее превосходство татар в коннице уменьшало его шансы на победу почти до нуля. Лишь странная ошибка Мамая, решившегося на фронтальную атаку хорошей оборонительной позиции русских вместо применения традиционной для кочевников тактики обхода с флангов и с тыла, привела его к поражению. Даже простое окружение в основном пешего русского ополчения многочисленной татарской конницей и затем ожидание подхода союзников Мамая – литовцев и рязанцев поставило бы Дмитрия перед фактом неминуемой катастрофы.
Также плохо поддаются объяснению и действия литовского князя Ягайло. Имея достаточно времени для того, чтобы объединиться с татарами еще до начала сражения, он каким-то образом умудрился опоздать к нему, а узнав об его исходе, повернул свои войска обратно, вместо того, чтобы напасть на обескровленную рать русских и разбить ее на марше. Сил для этого у него было вполне достаточно.
Интересен также вопрос: под чьим руководством на самом деле была одержана победа? Историческая традиция отдает лавры победителя московскому князю Дмитрию, в честь чего он и был в свое время прозван Донским. Между тем согласно всем известным источникам вся его руководящая роль в битве свелась к личному участию в качестве рядового воина в схватках передового полка. Даже свой княжеский доспех, плащ и знамя передал он перед битвой одному из своих ближних бояр, сыгравшему, таким образом, роль двойника великого князя и заплатившему за это своей жизнью во время боя.
Рвавшимся к знамени сквозь ряды русской пехоты отборным нукерам Мамая было невдомек, что истинный предводитель «русов» находился в этот момент в стороне от сражения, внимательно наблюдая за его ходом и выжидая удобный момент для ввода свежих сил. Имя этого предводителя – Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, воевода объединенных русских сил. Именно он составил план боя, утвержденный затем московским князем, именно он расставлял перед битвой полки, именно он определял время вступления в бой последнего резерва русской рати – засадного полка. Не надо говорить, насколько успешно он справился с этой задачей.
Первая победа русских над главными силами Орды, достигнутая под руководством московских князей, не только разрушила ореол непобедимости, витавший над нею со времен Батыя и Чингис-хана, но полностью сняла вопрос о политическом лидере Северо-Восточной Руси. Им, теперь уже бесспорно, было признано Великое княжество Московское. А если признать, что нация – это, в сущности, народ, осознавший свое единство, то русская родилась именно в кровавой купели Куликовской битвы. Конечно, до полного объединения было еще далеко, но важен сам факт появления национальной идеи, символом которой стала Москва.
Автор: Юрий ТАРАСОВ, краевед, специально для «В»,Василий АВЧЕНКО (фото), «Владивосток»