Последний бой в августе 1945
Почти год назад в один из октябрьских дней мне позвонил житель Артема Геннадий Перетятько, работник местного лесничества. Он сообщил, что обнаружил в лесном массиве в районе бухты Муравьиная обломки старого самолета, а на склоне одной из сопок, обращенной к морю, в радиусе около 100 метров – множество разбросанных фрагментов летательного аппарата...
Почти год назад в один из октябрьских дней мне позвонил житель Артема Геннадий Перетятько, работник местного лесничества. Он сообщил, что обнаружил в лесном массиве в районе бухты Муравьиная обломки старого самолета, а на склоне одной из сопок, обращенной к морю, в радиусе около 100 метров – множество разбросанных фрагментов летательного аппарата: детали корпуса, двигателя, а также остатки агрегатов и боезапаса.
На следующий день мы встретились. В доказательство своих слов Геннадий Валентинович передал мне маркировочный жетон, снятый с двигателя погибшего самолета. На нем были четко видны номер завода - 153 и дата выпуска (40-е годы).
Музей авиации ТОФ, куда мы обратились за разъяснениями, к сожалению, ничем помочь не смог. Известно было лишь то, что завод № 153 - это авиационный завод в Кневичах. А значит, самолет входил в состав морской авиации ТОФ.
Потребовалось немало времени, чтобы провести собственное расследование.
Фотографии с места падения позволили с большой долей достоверности утверждать, что это был одномоторный цельнометаллический самолет. По найденным гильзам от авиационной пушки калибра 23 мм можно предположить, что этот летательный аппарат являлся штурмовиком. Именно две авиапушки такого калибра устанавливались на штурмовиках «Ил-2». Машины такого типа находились на вооружении морской авиации ТОФ во время войны.
Окончательную уверенность в том, что погибший самолет являлся штурмовиком «Ил-2», дали сведения, полученные от старейшего краеведа города Артема, ныне покойной Зинаиды Овчинниковой.
Справка «В»
Штурмовик «Ил-2», «горбач», являлся основным самолетом фронтовой авиации Красной Армии в годы войны. Вооружение: две авиапушки калибра 23 мм и два пулемета. Мог нести до полутонны бомб или 8 реактивных снарядов, экипаж - 2 человека.
В середине августа 1945 года один из штурмовиков полков ВВС ТОФ, базировавшихся в селе Николаевка, вел активные боевые действия. Во время очередного вылета штурмовой эскадрильи при возвращении на базу у одного из самолетов «Ил-2» отказал двигатель. Командиром этого штурмовика был лейтенант Антон Янчук. Имя и звание второго члена экипажа, стрелка-радиста, неизвестны. Дотянув до береговой линии, они выпрыгнули с парашютом на воду. Однако из-за перехлеста строп парашют Янчука не раскрылся, он разбился. Стрелок-радист приземлился удачно и остался жив. Самолет-штурмовик «Ил-2» упал на склон горы в районе бухты Тавайза (ныне – Муравьиная. – Прим. ред.).
Через несколько дней после катастрофы тело погибшего пилота было найдено на берегу бухты. Известно, что лейтенант Антон Янчук до войны проживал в Артеме. Летчика похоронили в селе Николаевка.
От редакции
Хочется надеяться, что найдутся люди, которые знали летчика Антона Янчука и его радиста и смогут подробнее рассказать об этих людях, а также о том роковом вылете в августе 1945 года.
Наш адрес: г. Владивосток, Народный проспект, 13. Конт. тел. (4232) 415-670.
E-mail: kalib@vladnews.ru
Автор: Валентин КОВАЛЬЧУК, краевед, специально для «В»