Евроазиатка

Во Владивосток Рената Литвинова приехала на сутки. В последний день лета прилетела, вышла на яхте в море, вручила на закрытии кинофестиваля «Меридианы Тихого» приз за лучшую мужскую роль, немного пообщалась со зрителями и журналистами (последним был продемонстрирован арт-проект Ренаты – короткометражка «RADO») – и улетела...

8 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2012 от 8 сент. 2006

Во Владивосток Рената Литвинова приехала на сутки. В последний день лета прилетела, вышла на яхте в море, вручила на закрытии кинофестиваля «Меридианы Тихого» приз за лучшую мужскую роль, немного пообщалась со зрителями и журналистами (последним был продемонстрирован арт-проект Ренаты – короткометражка «RADO») – и улетела. 3 сентября у нее начались съемки в новом проекте – фильме с рабочим названием «Жестокость».

- Снимают Павел Лунгин и молодая женщина-режиссер. Хороший фильм, а-ля «Тельма и Луиза». Две женщины, и обе мстят мужчине. Нормальная роль для меня. Вон Кира Муратова мне все время роли дьяволиц дает. Недавно я подарила ей (хотя, как правило, не разбрасываюсь) историю про стареющего плейбоя. И она сняла фильм, где в главных ролях Богдан Ступка и я. На мой взгляд, шедевр. Очень смешная картина. Я опять играю злодейку-дьяволицу, такую хохотунью с переломанной рукой. История простая – о плейбое, богатом, но стареющем, одиноком. Новый год, он один, просит дочь привести ему красивую женщину – встретить праздник. И дочь приводит меня. Фильм называется «Еще две истории», мы думали, что он будет в Венеции, но не успеваем.

- А почему вы не поехали в Венецию?

- Я там была в прошлом году, в жюри фильмов-дебютантов, так настрадалась… Думала – застрелюсь. Одна-единственная картина была хорошая, она и получила главный приз. А остальное – ужас. Я все думала: откуда они берут эти картины, этих дебютантов?

- Наш фестиваль имеет свою изюминку - кино стран АТР…

- Очень люблю азиатское кино, особенно японские триллеры, они непревзойденные мастера жанра – японцы. Во мне половина татарской крови, евроазиатка. Так что не случайно сюда приехала.

- В свою программу о кино вы приглашаете очень разных людей – Киру Муратову, Милу Йовович…

- И Люк Бессон был, и этот… как его… Брюс Уиллис. Оказался ужасно надменный парень, кстати.

- Заявляете серьезные темы, например, плагиат в киноискусстве…

- Это у меня редакторы выдумывают темы.

- Говорите, например, такие вещи: «Ужасная американская комедия, на которую я не пойду никогда в жизни»…

- Ну правда. Есть чудовищные комедии, ну не могу же я пойти на «Очень страшное кино», часть два, три, десять…

- Так как же вы относитесь к авторскому кино и к мэйнстриму?

- Очень люблю жанровое, так называемое коммерческое кино. И отдаю себе отчет, что арт-хаус – это на 90 процентов убежище для людей не очень талантливых, которые не могут состояться в большом кино, и они прячутся в арт-хаус, непонятые гении. Я не верю в непонятых гениев.

Но есть среди них и бриллианты – Кира Муратова, Александр Сокуров, Юрий Герман, Такеши Китано, Педро Альмодовар, Ларс фон Триер… Их мало, и каждого надо любить и пестовать.

Леша Балабанов, кстати, тоже абсолютно отдельный персонаж, небожитель. Он не притворяется, не берет гонорары за фильмы, если ему будет нужно, его постоянный продюсер Сергей Сельянов дает ему деньги на новый проект. Для него важнее всего в жизни – снимать картины, поговорить с друзьями, пожарить им картошку… Не зря он любит Лескова, он из тех книг, тех времен, людей – по-красивому блаженных… Я не знаю, как он так умеет, – ведь большая семья, дети, родители… Он не живет во что бы то ни стало, и это очаровывает.

Как человек он мне даже больше нравится, чем как художник. Я не хотела сниматься в «Мне не больно», не было ни времени, ни настроения. Но отказать не смогла. Вышла потрясающая картина, искренняя, такая же, как Леша. Он не может в принципе снять плохое кино. Не случайно именно у него согласился сниматься Михалков.

Кстати, Никита Сергеевич оказался тот еще перфекционист, для меня стало откровением его желание снять еще дубль, еще, еще… Играет, как в последний раз.

- Ваши героини в фильмах – неземные такие женщины…

- А в жизни – такая вот гада приползла? (смеется)

- Они не думают о деньгах…

- А я помешана на финансах? На самом деле о деньгах все время я не думаю, но мне нужно содержать ребенка, себя…

- Вы не такая совсем, как ваши героини?

- Конечно, часть своих черт отдаю героиням. Но я  не они. Не стану с тюфяком бегать, как моя героиня у Леши Балабанова. И никогда бы не бросила Никиту Михалкова! Он такое чудо. Уходила, как в сценарии написано, и думала про героиню – ну чего она уходит? А Леша говорит: «Ну у них ведь нет постели». Я отвечала: «Вот это и странно».

- Вы прекрасно выглядите, изумительный цвет лица…

- Это я припудрилась. У меня полно пудрениц, нравится мне покупать эти блестящие коробочки. Жить без них не могу, дома – россыпи.

- Вы много работаете в кинематографе, играете в театре…

- Играла. Раневскую. Скоро спектакли возобновятся, хотя я себя не вижу театральной актрисой. Люблю снимать кино. Но есть проблема со сценариями. Пока ничто не зажигает, поэтому пауза у меня…

- Как вы контролировали актеров на съемках «Богини», ведь вы были и режиссером, и актрисой…

- Я их замечательно контролировала, но совсем не следила за собой. Роли-то у меня нет, так, недотепа, другие персонажи главнее. Понимаете, тот же Леша или Кира Муратова – они на съемках видят меня со стороны, могут выжать требуемое. Я же от себя не хотела ничего, хотела снимать других… Так и вышло, что получилось сразу несколько картин: детектив, триллер, мелодрама, нечто высокое. И если мне говорят: мы не поняли, что там в финале-то, я отвечаю: ничего, значит, просто файл вам не открылся.

- Как вы подбирали актеров?

- Определенного образа в голове не было. Максима Суханова все время заставляла не говорить так, как в «Стране глухих». И Витя Сухоруков, по-моему, сыграл замечательную для себя роль, хоть и обижался, что я ее порезала. Кстати, потом он извинился передо мной за обиды.

- Вы жесткий режиссер?

- Да, а как иначе? Режиссер должен быть деспотичным, иначе он не будет контролировать, не сможет выжать из актеров то, что ему надо. А какие вообще бывают деспотичные режиссеры, ого-го! Гринуэй, например. Уж и не знаю, когда он закончит свою картину. Это кошмар, все время на лошадях сидеть, монологи произносить.

- Вы сталкивались с дискриминацией по половому признаку в кинематографической среде?

- У нас вообще очень мужская страна. Женщин не воспринимают всерьез. Это такая странная традиция, безобразие. Не знаю, когда женщины нормальные войдут во власть… Мужчины очень снисходительно относятся, а если женщина добивается успеха, то со злобой. Я сама с этим сталкивалась, хотя не лезу во власть, не дай бог…

С другой стороны, Россия – женская страна. Мы крутим мужчинами. Даже самый главный, что бы он там ни решал, им крутит какая-то женщина.

- Много вы знаете женщин-режиссеров, добившихся успеха?

- Сегодня много женщин-режиссеров, на операторские факультеты стали брать девочек. Их там больше, чем парней. И девушки за камерой – уже реальность, а раньше это был мужской факультет.

- Но вы оставляете шанс мужскому кино?

- Конечно. Режиссура не вполне женское все-таки дело. Это как женщина-хирург, скорее исключение, чем правило. Хирург должен быть мужчина, женщина очень эмоциональна, ей структурировать сложнее. По себе знаю. Могу написать диалоги, детали, а вот расставить по полочкам… Просто было с «Небо. Самолет. Девушка», по Радзинскому, потому что у него был каркас… Женщины снимают другое кино.

Мне вот очень Звягинцев нравится, хотя его заклевали. Наша профессия очень завистью заражена, завидуют по-черному.

- Вы сняли клип для Земфиры…

- Три клипа. Потому что понравились песни.

- А другие музыканты не просили о том же?

- Да. Просили, но я не зажигалась песнями. Не считаю, что это моя обязанность – снимать клипы. Это такой перерасход себя. Снимать клипы потоком – халтура, только деньги зарабатывать. Не могу вспомнить, чтобы в последнее время снимали высокохудожественные клипы у нас, в России. Вот помните шедевральные клипы Бьорк, их режиссер теперь снимает потрясающие картины, например «Вечное сияние страсти». Или вот «Наука сна». Клипы Земфиры я сняла, потому что это интересный материал. А другим – с какой стати?

- Вы не хотите передать свой талант ученику, например?

- А как это передашь? Через поцелуй, что ли? Не знаю. Мне предлагали преподавать во ВГИКе. Может, в старости… А пока не хочется.

- Что вы можете сказать начинающим кинематографистам?

- Если ты в себе чувствуешь талант, иди к цели, добивайся. Не верю в несостоявшихся гениев, повторяю. И ничего не принимаю в расчет. Если есть талант,  снимай кино либо не претендуй. Если человек чего-то желает, у него все сбывается. Я так живу.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»