Без музыки

Когда началась война, мне было почти восемь лет, без двух месяцев…

5 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2009 от 5 сент. 2006

Когда началась война, мне было почти восемь лет, без двух месяцев…

Отчетливо помню то раннее июньское утро. Мы всей семьей – мама, отец, старшая сестра и я – стоим на пристани в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области в ожидании прибытия колесного парохода, чтобы рано утром отправиться на нем вниз по Северному Донцу в станицу Краснодонецкую, в гости к младшей маминой сестре.

Папа пошел в кассу за билетами, вернулся неожиданно быстро, с посеревшим лицом и сказал маме всего два слова: «Сонечка, война!».

К тете мы поехали втроем – папа, хоть и был невоеннообязанным, инвалидом, не счел возможным отдыхать в отпуске в такое время и уже на следующий день вышел на работу.

В нашем городке не было в те времена музыкальной школы, а меня с пяти лет водили к частному преподавателю, учили играть на скрипке. Освоил нотную грамоту, основные позиции левой руки, научился владеть смычком,  к началу сентября должны были отвезти меня в Ростов-на-Дону, к еще одной маминой сестре, где я и должен был пойти учиться в обычную и музыкальную школы сразу.

Конечно, никуда я не поехал… Мама работала в госпитале, я немножко успел походить в школу в нашем городке, а потом были бомбежки и семь месяцев оккупации…

Зачем я это рассказываю? Война коренным образом изменила мою судьбу, судьбу семилетнего мальчишки, а ведь таких, как я, были сотни тысяч…

Автор: Юрий РЯГУЗОВ, Владивосток