День, когда кончились танцы
Свой рассказ, если позволите, я хочу начать с 1940 года. Уссурийск, мой любимый город, я – ученица средней школы № 14 имени Кирова, что на улице Надежды Крупской (годы спустя в эту же школу ходил мой сын). Мы, старшеклассники, изучаем сталинскую Конституцию. Урок ведет директор, Михаил Айзенштейн...
Свой рассказ, если позволите, я хочу начать с 1940 года. Уссурийск, мой любимый город, я – ученица средней школы № 14 имени Кирова, что на улице Надежды Крупской (годы спустя в эту же школу ходил мой сын). Мы, старшеклассники, изучаем сталинскую Конституцию. Урок ведет директор, Михаил Айзенштейн. Повесил на доску политическую карту мира, водит указкой, перечисляет: Польша, Югославия, Чехословакия, перечисляет еще страны, а потом добавляет: больше этих государств не существует, по сути у нас одна соседка – Германия. Жутковато это прозвучало, класс притих…
1941-й, весна, мы уже сдали экзамены – свобода! Гуляем, смеемся. Нас четыре подружки – Оля, Зина, Луша и я, да еще брат Луши Коля. Везде ходили вместе. 22 июня весь день мы своей компанией бродили, а к вечеру пришли на танцплощадку. А там музыки нет, ребята мрачные, хмурые. Я сестру старшую увидела, подошла спросить, что такое, а она ответила: «Война!». Хорошо помню, что с полчаса я не могла осмыслить, что же значат ее слова, что это такое: наши города бомбили немцы, и люди погибли, и ребят наших призывают на фронт… Колю, Лушиного брата, тоже. Он вернулся после победы живехонек, а половина мальчишек из нашего класса погибли.
Подружек моих мобилизовали, они служили на флоте в пошивочной, приходили с фронта окровавленные порванные шинели, а девочки приводили их в порядок. Я пошла работать в паровозное депо, потом и меня призвали, собрали нас 40 девчонок, стали готовить снайперов для фронта. Стреляла я хорошо, метко, а вот собрать эту чертову винтовку сил не хватало, слабые у меня руки. И сердце больное, после тренировочного марш-броска не выдержало. Комиссовали меня. И на фронт не попала.
Автор: Анна ОБОДЯНСКАЯ, Арсеньев