Он самолет сменил на шарик…
А воздушный шар над центральной площадью Владивостока так и не полетел. Обидно. И ведь его даже привезли во Владивосток - в рамках промоакции одной из телефонных компаний. Через всю Сибирь везли, на грузовике. Следом в микроавтобусе ехала команда сопровождения. В том числе пилот воздушного шара, человек уникальной судьбы - Геннадий Опарин.
А воздушный шар над центральной площадью Владивостока так и не полетел. Обидно. И ведь его даже привезли во Владивосток - в рамках промоакции одной из телефонных компаний. Через всю Сибирь везли, на грузовике. Следом в микроавтобусе ехала команда сопровождения. В том числе пилот воздушного шара, человек уникальной судьбы - Геннадий Опарин.
Если перечислять все его регалии, право же, одной строки не хватит. Первый лицензированный пилот-тепловик бывшего СССР, выпускник школы пилотов сэра Камерона (изобретателя современного типа аэростатов), доктор экономических наук, мастер спорта международного класса, член королевского клуба пилотов-воздухоплавателей BBAC и прочая, и прочая.
А начиналось все как обычно. С мечты о небе. О полетах там - где только ветер, облака и простор.
- Окончил академию гражданской авиации, являюсь профессиональным пилотом, долгое время летал в Якутии на разных маршрутах, - рассказывает Геннадий Иванович. - Затем преподавал в академии, потом судьба свела меня с сэром Камероном, патриархом воздухоплавания, и эта встреча круто изменила мою авиационную жизнь. Уже 15 лет летаю на таких аппаратах, рекордные полеты были. Был перелет из Великобритании в еще Советский Союз на воздушном шаре. Переучиваться было непросто, пришлось что-то в себе ломать.
- Ощущения пилота самолета и пилота воздушного шара - они принципиально разные?
- Почти одинаковые. Одна ведь среда обитания. Другое дело, что в самолетах угловые, скоростные перегрузки, скорости большие, ограниченный угол обзора. А у шаров, наоборот, малые высоты, малые скорости и безграничное обозрение, возможность увидеть куда больше, чем в самолете.
Но и в самолете у пилота нет ощущения власти над природой, и у пилота шара. Природа сильнее человека, и умный пилот не пытается над ней властвовать, а взаимодействует, не противопоставляя машину природе. Так и с шаром. Надо найти возможности для сотрудничества с силами природы, понять их… Шар летает благодаря силам природы и закону Архимеда.
Шар, который Геннадий Иванович собирался пилотировать во Владивостоке, - классический тепловой аппарат, предназначенный для туристических, рекламных полетов. Стоимость шара равна стоимости автомобиля среднего класса. Мировые рекорды высоты для аппаратов такого класса - до 19 тысяч метров. Но для туристических обзорных полетов в городах идеальная высота - 500 метров, когда видны архитектура и ландшафт. Аппарат поднимает шесть человек, включая пилота, продолжительность полета - до двух с половиной часов.
- Случаются на борту нештатные, забавные ситуации?
- Бывают и забавные ситуации, когда в городских условиях приходится сажать шар, например, на дачу или прямо на какой-нибудь забор.
- Есть ли приметы, в которые верят пилоты шаров?
- Конечно, есть. Это, естественно, там, где постоянно контактируешь с силами природы. Но открывать приметы не стану (лукаво улыбается).
- Какое кино вы любите?
- Документальное. Серьезное. Мы с шаром принимали участие во многих съемках, работали с Анной Назарьевой, Львом Дуровым. Поэтому отношения у меня с кино творческие. Артисты с удовольствием летают, а я их с удовольствием вожу.
- Это сложно физически - пилотировать шар?
- Физическую форму пилот обязательно должен поддерживать. Воздухоплавание - напряженный вид спорта, технически сложный, все оборудование находится на уровне космических технологий, особенно средства навигации, связи. Поэтому пилот должен быть готовым к физическим нагрузкам и от современной технологии не отставать. Вес оборудования - до 600 килограммов. Попробуйте его потаскать каждый день, если вы не в форме! Да и управлять шаром или дирижаблем, игрушкой в руках стихии, - тоже не самое легкое занятие.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото отдела фотоинформации и автора), «Владивосток»