Молодость - не порок

Члены жюри кинофестиваля, а тем более - его председатель, как правило, не слишком охотно общаются с прессой. Режиссер Иван Дыховичный, председатель жюри четвертого Pacific Meridian, в этом смысле приятное исключение...

1 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2008 от 1 сент. 2006

Члены жюри кинофестиваля, а тем более - его председатель, как правило, не слишком охотно общаются с прессой. Режиссер Иван Дыховичный, председатель жюри четвертого Pacific Meridian, в этом смысле приятное исключение. Разумеется, о конкурсной программе из него и слова не вытянешь, но вот о путях-дорогах кинематографа России Иван Владимирович говорит охотно.

- Скажите, вы ехали на фестиваль стран АТР, уже имея какое-нибудь представление о фильмах этих стран? Было ли вам интересно?

- Мне интересно любое кино, поскольку я им занимаюсь.

Азиатское кино, конечно, знаю недостаточно, видел только шедевры. Поэтому, собственно, с таким интересом и приехал во Владивосток.

- Как вам наш фестиваль? Много ли огрехов, ведь он еще так молод…

- И в этом его достоинство. Раскрученные знаменитые  фестивали делаются постепенно снобистскими, закрытыми. В них нет воздуха, там все решает интрига, толерантность, политика. Пока ваш фестиваль молодой, пока его делают люди горящие, возможно, даже наивные, у него все будет хорошо. Знаете… Николай Хомерики (на кинофестивале этот режиссер представляет ленту «977». - Прим. авт.) сказал, что как только режиссер становится профессионалом, он перестает быть художником. Полностью согласен. Иногда стать профи - означает стать ремесленником. Я знаю многих кинематографистов, которые стали заниматься не своим делом и перестали существовать как художники. Позиция профи: хотите комедию - будет комедия, хотите эдак - будет эдак, - гибельна.

Любой кинофестиваль должен работать на открытие нового, на поиск, а не на осваивание бюджетов. В «Меридианах Тихого» вижу и свободу, и горение, и поиск людей, которым надо дать шанс, чтобы потом они стали номер один в мире. Все великие так начинали - их картины никто не понимал, зритель относился к ним чудовищно. И вдруг - прорыв, цветок открылся! И это прекрасно. А что касается инфраструктуры, малого количества отелей… Если люди едут на кинофестиваль только ради пятизвездочного номера - нужны ли они фестивалю, вот вопрос.

- И снова звучит: авторское-коммерческое… Неужели новому кино России не видать блаженного сочетания, когда кино и прокатное, и в то же время авторское?

- Деление кино на авторское и коммерческое существует во всем мире. В нашей стране ранее авторское кино было широко представлено и имело свою активную аудиторию. Снимали Герман, Муратова, Тарковский, Иоселиани. Сегодня есть проблема с аудиторией. Не смотрят люди авторское кино не потому, что оно стало хуже, а потому, что другое время и другая востребованность. Буржуазность, если хотите, вульгарность кругом. А что касается сочетания «коммерческое и авторское», то я всегда привожу в пример один фильм - «Однажды в Америке». Это коммерческая картина, но снял ее блистательный человек. Почувствовал желание зрителя - и снял.

Когда зрителю захочется видеть такое кино, оно появится.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото отдела фотоинформации и автора), «Владивосток»